На просторах сети-Интернет можно легко найти множество статьей, посвященных открытию предприятий химчистки и прачечных. Размещены они в основном на ресурсах, предлагающих юридические услуги, и написаны людьми далекими от химчистки. Нам захотелось предложить нашим читателям материал что называется «из первых рук». Редакция журнала «Все для химчистки и прачечной» начинает цикл статей, посвященных вопросу открытия бизнеса в сфере химчистки.
По нашей просьбе статьи пишет вице-президент Ассоциации химчисток и прачечных Санкт-Петербурга Галина Алексеевна Логачева. В статьях автор подробно остановится на таких вопросах как экономическая оценка рынка и выбор модели будущего бизнеса, нормативно-юридические основы работы химчистки, разработка бизнес-графика организации предприятия химчистки, поиск помещения и требования к нему, источники финансирования и технико-экономическое обоснование создания химчистки, бизнес план, выбор поставщиков оборудования и химикатов, оптимальные комплекты оборудования, химикатов и аксессуаров, подбор и обучение персонала, поиск клиентов, разработка коммерческого предложения и прейскурантов, реклама, запуск химчистки, готовность предприятия к проверкам контролирующих организаций.
Первая статья цикла посвящена экономической оценке рынка и выбору модели будущего бизнеса.
Итак, вы решили начать свой бизнес и прочитали или услышали от продавцов оборудования, что химчистка – это приятный высокодоходный бизнес. Вас убеждают в том, что стоит только купить новое современное оборудование, которое все делает само, и дальше останется только складывать деньги большими пачками в сундук, который Вам очень пригодится и почивать на лаврах. Не верьте. Так не получится. Химчистка, как и любой другой бизнес – сложное дело, которое потребует от Вас постоянных усилий, финансовых и нервных затрат, внимания и организаторских способностей. Необходимо будет создать высоко профессиональный коллектив, нацеленный на успех. Вам надо будет заслужить любовь и доверие Ваших клиентов, стать не только авторитетным технологом, разбирающимся во всех нюансах процессов, проходящих в химчистке, но и психологом, способным разрешить самые непростые и неоднозначные конфликты с клиентами, контролирующими органами, персоналом.
Если Вы готовы встать на этот непростой путь, то мы постараемся помочь Вам, уберечь от ошибок, подсказать правильное решений, поделиться информацией, накопленной за долгие годы работы в отрасли.
ШАГ ПЕРВЫЙ. Маркетинговый анализ ситуации на рынке химчисток Вашего города или района.
Посмотрите, сколько химчисток в Вашем городе, насколько они загружены, в каком ценовом сегменте они работают? Довольны ли работой химчисток клиенты, что им не нравится, каких услуг им не хватает в химчистке? Постарайтесь понять, есть ли у химчисток проблемы и в чем их причина, сможете ли Вы конкурировать с действующими игроками, в чем будут Ваши конкурентные преимущества.
Статистика говорит, что в среднем оптимально – одна химчистка на 100 000 человек.
Организация химчистки в регионах – не простая задача. Главная причина в том, что жители не привыкли пользоваться химчисткой. Это для них новая и зачастую дорогая услуга. Ваши основные постоянные клиенты – средний и высший класс населения. Помните про принцип Парето: 20 % клиентов дают Вам 80% выручки. Ищите их, удерживайте их отличным качеством, относитесь к ним «особенно», оказывайте им знаки внимания. Если у Вас есть возможность сделать элиту города Вашими клиентами – то успех Вам обеспечен.
Возможно в Вашем городе работают предприятия, которые нуждаются в чистке спец. одежды. Это прекрасные клиенты, которые обеспечат Вас постоянной работой. Ориентируйте свой бизнес на них.
Вы лучше всех знаете свой город и можете оценить, кому нужна Ваша услуга, кто будет Вашими основными клиентами, в каких услугах они нуждаются.
ШАГ ВТОРОЙ. Выбор модели будущего бизнеса.
Вы определили потребность в услугах химчистки заказчиков (физических и юридических лиц), определили кто и в каких объемах нуждается в индивидуальной и корпоративной стирке. Теперь можно перейти к выбору модели будущего бизнеса, взвесив все плюсы и минусы.
1. Мини-химчистка в торговом комплексе.
Такая модель рассчитана на обслуживание заказчиков – физических лиц, посетителей торгового комплекса.
Плюсами являются:
- обеспеченный значительный трафик посетителей. Но необходимо учитывать, что это будет работать только в непосредственной близости от якорного супермаркета. Химчистка на 3 этаже самого популярного торгового центра обречена на разорение, невзирая на самую лучшую навигацию и внутреннюю рекламу, - клиенты к Вам не пойдут;
- минимальный набор оборудования, а значит наименьшие первоначальные капитальные вложения;
- компактное, легкоуправляемое и контролируемое предприятие;
- минимум персонала (1-2 человека в смену), минимальные затраты на фонд зарплаты и отчисления с него, минимальный вмененный налог;
- загрузка цеха за счет естественного трафика не требует дозагрузки за счет открытия дополнительных приемных пунктов, и значит отсутствие дополнительных расходов на аренду, заработную плату приемщиц, транспортные расходы.
Минусами являются:
- самая высокая арендная плата;
- так как к помещению химчистки предъявляются особые требования по энергообеспечению, водоснабжению, канализации и вентиляции, то заключать предварительный договор аренды с хозяевами торгового комплекса необходимо на этапе его строительства (проектирования), а это потребует долгосрочных вложений в авансовые арендные платежи;
- высокая арендная ставка ведет к минимизации арендуемых площадей в пределах 50 кв.м, а значит к минимальному перечню оказываемых услуг: традиционная химчистка в перхлорэтилене, аква-чистка текстиля, может быть минимальная индивидуальная стирка белья.
Экономически это самая привлекательная модель. Кроме того, она может быть началом дальнейшего развития бизнеса по другой модели или большого сетевого бизнеса.
2. Элитная химчистка с полным набором услуг.
Такая химчистка должна располагаться в центре города, элитных районах или на трассах, ведущих к дорогим коттеджным поселкам. Для такой химчистки понадобится помещение не менее 100 кв.м со стильным и удобным дизайном, местом для парковки машин, интересной внешней рекламой.
Плюсами являются:
- возможность работать по более дорогому прейскуранту;
- расширение спектра услуг за счет чистки и восстановления изделий из кожи, замши, меха; химчистки в альтернативных растворителях (КВЛ, GREEN EARTH и т.п.) позволяющей расширить ассортимент чистки эксклюзивных вещей; мелкого ремонта одежды; чистки обуви и сумок; озонирование одежды; ремонт обуви; прием вещей в химчистку на дому, индивидуальная стирка белья, домашнего текстиля и т.д.;
- расширение круга клиентов за счет оказания услуг по химчистке и стирке штор, домашнего текстиля, постельного и столового белья дорогим корпоративным клиентам;
- возможность оказания услуг химчистки кожи, замши, меха, чистки в альтернативных растворителях и других услуг мини-химчисткам и прачечным по договорам оказания услуг;
- сглаживание сезонных колебаний выручки за счет много профильности химчистки.
Минусами являются:
- значительно большие усилия по организации и управлению производством;
- большой коллектив сотрудников. Имеет смысл увеличивать списочный состав сотрудников по мере увеличения загрузки предприятия. На первом этапе максимально загружать персонал за счет совмещения профессий;
- увеличение затрат на транспортные и накладные расходы;
- более длинный период окупаемости за счет более сложного и длительного периода привлечения клиентов.
Это интересный бизнес с неплохими экономическими перспективами за счет высокой стоимости оказываемых услуг. Основная Ваша задача будет в поддержании высокого качества оказываемых услуг и постоянных современных новинках, которые Вы должны предлагать своим клиентам.
3. Цех химчистки и сеть приемных пунктов.
Эта модель самая сложная и низкодоходная, но зачастую она является единственно возможной, если нет подходящих помещений в торговых центрах или дорогих районах города. Помещение для цеха химчистки арендуется на территории промышленного предприятия и, как правило клиенты не имеют прямого доступа к цеху. Для загрузки цеха заказами от индивидуальных клиентов необходимо организовать сеть приемных пунктов, но основными клиентами по химчистке и стирке будут корпоративные клиенты. Это и предприятия, нуждающиеся в чистке спецодежды, военной формы, униформы, штор и т.п. и отели, рестораны, больницы, учебные заведения которым необходимы услуги по стирке белья.
Плюсами являются:
- низкая арендная ставка, а значит возможность арендовать большое помещение;
- хорошее энергообеспечение, что позволит установить большое количество энергоемкого оборудования;
- расширение спектра услуг, которые требуют больших площадей, например, чистка ковров или организация прачечного участка;
- некоторая защищенность от контролирующих организаций;
- оказание услуг по химчистке ковров, кожи, меха, стирке и т.п. мини-химчисткам по договору;
- оказание услуг по химчистке и стирке мини-домам быта по договорам оказания услуг с использованием Вашей доставки.
Минусами являются:
- сложность организации и управления многопрофильным производством. Увеличение затрат на управленческий аппарат;
- большой коллектив сотрудников. Увеличение фонда заработной платы и отчислений;
- сложная логистическая схема по обслуживанию корпоративных клиентов и приемных пунктов в ежедневном режиме. Увеличение затрат на транспортные и накладные расходы;
- увеличение налога по ставке 6% с оборота для безналичных расчетов по сравнению с вмененным налогом;
- дополнительные расходы на аренду приемных пунктов и заработную плату приемщиц.
При меньшей прибыльности и более длинному периоду окупаемости такая модель предприятия может выйти на точку самоокупаемости и даже прибыльности с первого дня работы, если Вы заключите договоры на обслуживание с якорными корпоративными клиентами. Это снизит Ваши дальнейшие финансовые вложения практически до нуля, и Вы будете только наращивать прибыль за счет развития предприятия. В то время как в первых двух моделях Вам придется финансировать Ваше предприятие до выхода на точку самоокупаемости в течении примерно полугода, а это могут быть значительные суммы, которые Вам необходимо будет зарезервировать.
В следующей статье мы поговорим о нормативно-юридических основах работы химчистки.