cleanprice
Loading...
Журнал «Все для химчистки и прачечной»
Поиск
Вопросы
Вход
Журнал
Пособия

Журнал
Пособия
Вход
Поиск
Вопросы

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ХИМЧИСТКУ. Нормативная база. Выбор помещения

20.04.2017

Редакция журнала «Все для химчистки и прачечной» продолжает цикл статей об открытии бизнеса в сфере химчистки. В первой статье Галина Алексеевна Логачева рассказала об экономической оценке рынка и выборе модели будущего бизнеса.

Вторая статья цикла посвящена знакомству с нормативной базой и выбору помещения для химчистки.
 
В прошлой статье мы рассмотрели плюсы и минусы различных моделей предприятий химчистки. Прежде чем Вы приступите к поиску помещения, хочется посоветовать Вам внимательно изучить законодательную базу, которой Вам предстоит руководствоваться в своей работе. Это и Закон о защите прав потребителей и Правила бытового обслуживания, всевозможные отраслевые ГОСТы и СанПИНы. Некоторые из этих документов были приняты давно, а какие-то только вступают в силу, как например ГОСТ на услуги химчистки. Разобраться в этом Вам помогут как отраслевые издания, так и действующие Ассоциации химчисток и прачечных в Москве и Санкт-Петербурге. Не стесняйтесь обращаться к нам за советом, консультациями и помощью.
 

1.  Нормативная база

Итак, рассмотрим основные группы документов.

1.1.       Регламентирование правовых отношений с заказчиками

  • Гражданский кодекс РФГражданский кодекс РФ. На основании гражданского кодекса заключаются договоры на оказание услуг юридическим лицам (корпоративным клиентам). Договоры с физическими лицами также не должны противоречить положениям Гражданского кодекса РФ.
     
  • Закон о защите прав потребителей. Регулирует отношения между организацией и Заказчиком (физическим Закон о защите прав потребителейлицом) в части качества услуги, гарантийного срока, прав потребителя на информацию об исполнителе и услуге, ответственности исполнителя за недостоверную информацию, некачественную услугу или нарушение сроков исполнения услуги, в части судебной защиты прав потребителя и т.п.
     
  • Правила бытового обслуживания населения в РФПравила бытового обслуживания населения в РФ. Содержат положения о правах и обязанностях Заказчика и Исполнителя при оказании услуг химчистки. Регламентируют порядок оплаты, заполнения квитанции-договора, устранения недостатков, ответственность за порчу вещей и другие конкретные ситуации, возникающие во время исполнения договорных отношений.
 

1.2.       Регламентирование требований к помещениям и условиям труда.

  • СанПИН 2.2.2506-09 Гигиенические требования к организации химической чистки изделийСанПИН 2.2.2506-09 «Гигиенические требования к организации химической чистки изделий». Очень важный документ, регламентирующий требования к зданиям, где размещена химчистка, к планировке и отделке помещений химчистки, к организации производственного процесса, к санитарно-бытовым помещениям, к вентиляции, отоплению, водоcнабжению, канализации, освещению, параметрам шума и вибрации, требования к проведению производственного контроля и к размещению производственных отходов.
     
  • ПОТ РМ 013-2000 «Межотраслевые правила по охране труда при химической чистке и стирке»
     
  • Федеральный законе №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», регламентирующий порядок оценки квалификации сотрудников
     
  • «Правила обеспечения сотрудников специальной одеждой и средствами защиты».
     
  • «Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов».
     
  • «Технический регламент по требованиям пожарной безопасности».
 

1.3.       Требования к услуге и отраслевые ГОСТы.

  • ГОСТ Р 51108-2016 Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условияГОСТ Р 51108-2016 «Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия». Это - очень важный ГОСТ, который должен стать настольной книгой для Вас как руководителя химчистки. Прочитав его, вы узнаете профессиональные термины и определения, общие технические требования к процессу химической чистки, основные процессы и операции, требования к качеству изделий, прошедших химическую чистку.
     
  • ГОСТ 25652-83 «Материалы для одежды. Общие требования к способам ухода». Этот документ определяет режимы обработки, допустимые для тканей и материалов с конкретным волокнистым составом. Позволяет контролировать режимы обработки, выбранные технологом.
     
  • ГОСТ ISO 3758-2014 «Изделия текстильные. Маркировка символами по уходу» (и более старые версии ГОСТ 16958-71, ГОСТ ISO 3758-2010) Этот документ устанавливает систему графических символов, несущих информацию о наиболее оптимальной обработке изделия, которую изготовитель обязан наносить на изделие. Информация обязана быть достоверной.
     
  • ГОСТ 57140-16 «Технологическая экспертиза изделий, прошедших обработку на предприятиях химической чистки и прачечных». Этот ГОСТ регламентирует проведение экспертизы в случае возникновения конфликта между Заказчиком и Исполнителем и в других случаях, когда необходимо определить качество услуги.

В вышеперечисленных документах в разделе «Нормативные ссылки» Вы найдете перечень документов, которые будут полезны для определения качества тканей, швейных изделий и получения другой необходимой информации.
 

2.  Выбор помещения

Приступая к поиску помещения для химчистки, необходимо знать основные требования, которые предъявляются к таким помещениям.

Организации химчистки могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и в отдельных помещениях в составе комплексных предприятий службы быта, организаций и промышленных предприятий. Допускается размещение мини-химчисток в крупных торгово-развлекательных центрах, гостиничных комплексах и гипермаркетах. Размещать цеха химчистки в жилых зданиях запрещено. Существовавшая норма, не разрешающая размещать химчистки ближе 50 м от жилых зданий в настоящее время отменена. Санитарно-защитная зона определяется индивидуально для каждого работающего предприятия на основании лабораторных исследований содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и требуемых расчетов на соответствие действующему санитарному законодательству.

Помещение химчистки должно быть обеспечено достаточными мощностями, соответствующими электрическим нагрузкам оборудования. Для работы химчистки необходимо холодное и (желательно) горячее водоснабжение, канализация, система приточно-вытяжной и принудительной вентиляции оборудования.

Пункты приема-выдачи организацией химчистки могут размещаться в жилых зданиях, встроенных и пристроенных к зданиям жилого и нежилого назначения. Допускается прием и выдача изделий в одном помещении, если исключен контакт грязных и чистых вещей. При размещении пункта приема-выдачи в жилом здании разрешенное время его работы: с 7-00 до 23-00.
 
Мини-химчистка в торговом центреТребования к размещению мини-химчистки в торговых центрах и гипермаркетах:

- желательно чтобы помещение имело отдельный вход-выход. В случае невозможности обеспечить отдельный вход, химчистка должна располагаться в зоне, где не производится торговля продовольственными и детскими товарами, а также лекарственными средствами;
- химчистка должна иметь автономную систему вентиляции;
- площадь помещения – примерно 50 кв.м, подведенная электрическая мощность 40-50 кВт,
- стоимость оборудования для такой химчистки примерно 2,5 млн. руб.
 
Химчистка с полным спектром услугТребования к помещению химчистки с полным спектром услуг:

- химчистка должна располагать в одноэтажном здании или на 1-м этаже здания;
- допускается прием и выдача вещей в одном помещении (исключить контакт чистых и грязных вещей);
- ориентировочная площадь 120-150 кв.м, подведенная мощность – 100-150 кВт;
- стоимость оборудования примерно 5-6 млн. рублей;
- помещение должно позволить организовать технологический процесс без пересечения потоков движения грязных и чистых вещей;
- должно быть оборудовано место для хранения промышленных отходов и 2-й выход (технический) с местом для парковки машин;
 - необходимо предусмотреть место для парковки машин заказчиков.
 
Цех химчистки-прачечной на территории промышленного предприятияТребования к цеху химчистки-прачечной на территории промышленного предприятия:

- допускается размещение не на 1-м этаже при учете статических и динамических нагрузок на перекрытие работающего оборудования и наличия грузового лифта;
- площадь не менее 200-250 м2, подведенная мощность от 200 кВт;
- стоимость оборудования примерно 8 млн. рублей и выше в зависимости от видов дополнительно оказываемых услуг.
В следующей статье мы рассмотрим некоторые экономические и финансовые аспекты функционирования химчистки и принципы ее проектирования.

 
Продолжение следует.
 
Поделиться
  1   16886
Комментарии
hbmedical   16.05.2019 06:28  1  
Существовавшая норма, не разрешающая размещать химчистки ближе 50 м от жилых зданий в настоящее время отменена. Вопрос: в каком нормативном документе это отражено?
   
1000
Комментирование доступно после авторизации на сайте
Регистрация
Войти с помощью:
Опрос
 2023-08-17  дата публикации   73  проголосовали Как заполняются договора (квитанции) на оказание услуг в Вашей химчистке-прачечной?
 
Глажение прямого белья. Откуда эти желтые пятна?! (расширенный анонс)
Глажение прямого белья. Откуда эти желтые пятна?! (расширенный анонс)

Проблема желтых пятен на текстиле после глажения возникает часто. Предложений от доброхотов, как скрыть пятна, много. А вразумительного ответа, как не допускать пятен, никто не дает. Наталия Михайловна Лонгинова в своей статье разбирается в причинах возникновения пожелтения или желтых пятен на белье и способах борьбы с возникновением данного дефекта.

 
«Главхим» об аквачистке
«Главхим» об аквачистке
О технологии аквачистки на базе импортных препаратов слышно много. Пора дать слово отечественным производителям, которые также имеют свои разработки в этой области. Рассказывает Наталья Котик, руководитель компании «Главхим» из Санкт-Петербурга.
 
Алгоритм выбора прачечного оборудования для бизнеса
Алгоритм выбора прачечного оборудования для бизнеса

Выбор прачечного оборудования является важным шагом при создании или обновлении прачечной. Каковы критерии выбора оборудования и поставщика рассказывает директор компании «Бизнес-Монолит» Михаил Фролов.

 
Стирка рабочей одежды на пищевом производстве c профессиональными средствами «Ph»
Стирка рабочей одежды на пищевом производстве c профессиональными средствами «Ph»

У всех организаций, деятельность которых связана с пищевым производством, нормам безопасности должен отвечать не только процесс изготовления продукция, но и форма, в которой работают сотрудники. Согласно ст. 221 Трудового Кодекса РФ, стирку, химчистку и ремонт спецодежды работодатель должен проводить за собственный счет.

 
ГОСТ на маркировку спецодежды: комментарии экспертов
ГОСТ на маркировку спецодежды: комментарии экспертов

С 01.02.2024 года на территории РФ начнет действовать новый ГОСТ ISO 30023-2023 «Материалы и изделия текстильные. Маркировка одежды для работников символами по промышленному уходу». Предлагаем Вашему вниманию комментарии разработчиков ГОСТ и наших экспертов.