С развитием промышленных предприятий и предприятий сферы услуг спрос на униформу и спецодежду растет как на дрожжах. Рынок пошива спецодежды в России до кризиса прирастал в среднем на 12–15% в год, составляя более 1 млрд долларов. Однако купить униформу — это только полдела, не менее важно решить, как ее чистить, вести учет и стоит ли делать это самим. За рекомендациями мы обратились к Станиславу Баталову, руководителю направления прачечного оборудования отделения профессиональной техники «Электролюкс».
Процесс закупки и обслуживания спецодежды на предприятии может быть организован различными способами:
1. Схема «купил и забыл», т. е. покупка одного комплекта спецодежды на один год без обслуживания. Иногда персоналу вменяется в обязанности стирка личного комплекта униформы, однако не со всеми профессиями это возможно. К примеру, горюче-смазочные загрязнения вы едва ли отстираете в бытовых условиях.
2. Покупка спецодежды и обслуживание в сторонней прачечной. Данной услугой пользуются многие компании – «Аэрофлот», Metro Cash&Carry, Kraft Foods, «Роснефть» и др. Как правило, это распространено среди компаний, где униформа включает костюмный ассортимент и теплую верхнюю одежду или подвержена загрязнению нефтепродуктами, которые требуют химической чистки.
3. Организация собственной прачечной. Наиболее актуальна организация прачечной для тех предприятий, которые связаны с продуктами питания — будь то промышленное пищевое предприятие, мясной, молочный или хлебопекарный цех, либо заведение общественного питания. Собственные прачечные имеют Coca-Cola, Nestle, «Русский Шоколад», «Петмол» и др. В прачечных цехах предприятий оборудование Electrolux встречается довольно часто. К примеру, на фабрике Coca-Cola стоят стиральные машины W4240H загрузкой 24 кг, на Nestle — стиральные машины W4180H – на 40 кг.
Открытию прачечного участка на пищевых производствах способствуют такие факторы, как:
- наличие больших объемов грязной одежды рабочего персонала и желание руководства сократить затраты на стирку;
- возможность выделения свободных площадей под размещение оборудования, а также персонала для работы на оборудовании и его технического обслуживания.
Стирка белья на пищевом предприятии имеет ряд особенностей. Например, здесь почти полностью отсутствует прямое белье, основная нагрузка будет приходиться на стирку одежды рабочего персонала. В 90% случаев загрязнения будут органического типа.
Учитывая эти нюансы, мы рекомендуем для предприятия с численностью сотрудников 500 человек следующий комплект оборудования:
- стирально-отжимная машина W4240H — 2 шт.;
- сушильный барабан T4530 — 2 шт.;
- пароманекен или гладильный стол — 1 шт.
Крупным ресторанам и сетям общественного питания тоже приходится сталкиваться с проблемой стирки большого количества белья. В отличие от пищевых производств, здесь около 60% всего белья составляют скатерти и кухонные полотенца. 40% приходятся на униформу обслуживающего персонала. Основные загрязнители – готовые продукты, которые подаются горячими. Отличным решением в этом случае была бы машина химической чистки, однако по санитарным нормам их установка в жилых домах и предприятиях общественного питания запрещена. Поэтому технологии стирки должно уделяться особое внимание. Собственный прачечный цех имеет, к примеру, Mc.Donalds, где установлено оборудование Electrolux.
Для предприятия общественного питания на 150 посадочных мест мы рекомендуем следующий комплект оборудования:
- стирально-отжимная машина W4105H — 2 шт.;
- сушильный барабан T4520 — 2 шт.;
- гладильный каток IB4 2316 — 1 шт.;
- гладильный стол — 1 шт.
4. Аренда униформы. Если в Европе и США рынок делится 50 на 50: сколько закупают одежду, столько же и арендуют, то в России рынок аренды находится на стадии становления и популярен в основном среди западных производств, уже оценивших преимущества данной услуги.
Действительно, в ряде случаев уход за одеждой сотрудников выгоднее передать на баланс аутсорсинговым компаниям. Спецодежда – высокотехнологичный продукт и требует специального обслуживания (светоотражающие полосы, защита от электрической дуги и т. п.) В ходе контракта за каждым сотрудником предприятия закрепляется по три комплекта: один — в эксплуатации, второй — запасной, а третий — в чистке. Раз в неделю (или чаще) обслуживающая компания забирает грязный комплект и доставляет чистый.
На сегодняшний день услугу по аренде спецодежды предлагают порядка 12 компаний в стране, крупнейшие из них — «Линдстрем» (Москва, Санкт-Петербург, Калининград), «Рентекс» (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород) и «Дионикс» (Москва, Санкт-Петербург) и др.
На фабриках «Линдстрем» в России в том числе установлены и стиральные машины Electrolux загрузкой 85 кг (в Москве) и 110 кг (в Санкт-Петербурге). В России «Линдстрем» по аренде униформы обслуживает более ……. компаний, среди них GTI, BAT, Nokian Tiers и др.
Одно из крупнейших предприятий по аренде униформы, работающее преимущественно на оборудовании Electrolux, расположено в Европе. Это компания Berendsen (Швеция). Технологический процесс на фабрике-прачечной Berendsen построен таким образом, что под каждого крупного клиента организована прачечная линия из стиральных, сушильных и гладильных машин и отделочного оборудования. Установленные стиральные машины — это W4400H, W4600H и W4850H марки Electrolux на 45, 60 и 85 кг загрузки.