Много вопросов приходит в журнал от желающих начать свое дело в сфере химчистки и прачечной. Большая часть их касается создания приемных пунктов. В этой статье мы попытались систематизировать вопросы и ответить на них максимально полно, осветив все аспекты от экономических и организационных до кадровых.
История и конфигурации химчисток-прачечных
До 90-х годов существовала устойчивая модель государственных химчисток и прачечных. Это - управляемые государством, громадные фабрики-прачечные, фабрики-химчистки с обширными сетями приемных пунктов, максимально приближенными к потребителям и большие отдельно стоящие химчистки и прачечные с прямым доступом клиентов, зачастую с услугой самообслуживания. Те сотни тонн обрабатываемых заказов, о которых нам рассказывают аксакалы отрасли, кажутся нам нереальными фантазиями.
В начале 90-х годов эта конструкция рухнула, фабрики-прачечные, химчистки и приемные пункты были приватизированы и зачастую перепрофилированы. Только к концу 90-х годов услуга химчистки и индивидуальной стирки начала возрождаться в новом формате. Стали создаваться новые мини-химчистки с современным импортным оборудованием, передовыми технологиями и высокими стандартами качества.
На фоне низкой арендной платы, дешевого электричества и воды, низкого уровня средней заработной платы сотрудников и повышающегося спроса на услугу этот бизнес стал довольно привлекательным и демонстрировал высокую норму прибыли. На рынке стали появляться новые игроки, конкуренция ужесточилась, и перед химчистками встала задача привлечь новых клиентов, обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей и за счет этого повышать доходность бизнеса. Эта проблема решалась в том числе и за счет организации приемных пунктов, приближая услугу к потенциальным заказчикам.
Создание сети приемных пунктов необходимо в следующих случаях:
- Конфигурация вашего предприятия - это цех химчистки-прачечной, расположенный на территории промышленного предприятия или в промзоне, к которой нет прямого доступа клиентов. Выбор такой конфигурации связан с более низкой арендой платой и наличием свободных электрических мощностей, в отличие от торговых комплексов или отдельно стоящих зданий в жилых районах города.
Организация производства в промышленной зоне и сети приемных пунктов в жилых районах для обеспечения загрузки производственных мощностей заказами физических лиц - распространенная бизнес-модель.
- У Вас стандартная химчистка с прямым доступом клиентов, но Вам не удается добиться полной загрузки производственных мощностей. Вы исчерпали все возможные варианты увеличения выручки за счет заключения договоров с корпоративными клиентами, маркетинговых и рекламных мероприятий, и Вы видите путь развития предприятия в организации перспективных, с Вашей точки зрения, приемных пунктов. При правильном выборе местоположения приемного пункта и грамотной оценке его экономической привлекательности это может значительно увеличить Вашу прибыль.
Например, меня потрясло количество заказов на чистку мужских рубашек в приемном пункте, организованном под лестницей, в одном из торговых центров недалеко от Государственной Думы в Москве. Один такой приемный пункт способен обеспечить вам безбедное существование и полностью загрузить оборудование.
Проблемы отрасли и современные тенденции при организации приемного пункта
В настоящее время прибыльность бизнеса в сфере химчистки существенно снизилась. Это произошло из-за значительного увеличения издержек и снижения месячной выручки. В последние года заметно выросли расходы на аренду помещений, зарплату персонала, логистику, электричество и коммунальные услуги, налоги, закупку как импортных так и отечественных химикатов и расходных материалов.
Одновременно с повышением себестоимости, прейскурантные цены на услуги химчистки повышать сложно из-за снижения потребительского спроса, связанного со снижением платежеспособности населения.
Неплохо себя чувствуют химчистки в сегменте элитных услуг. Для химчисток же, работающих в сегменте «эконом-услуг», в такой ситуации жизненно необходимо увеличение выручки за счет привлечения новых клиентов, открытия новых приемных пунктов, но в новых формах и после тщательного экономического анализа новых объектов.
Клиенты предпочитают отдавать свои вещи в приёмный пункт при действующем производстве, а не в отдельно стоящий приемный пункт. Поэтому кроме современного дизайна, ассоциируемого со свежестью, чистотой и надежность нужно подумать о дополнительных услугах, которые может предложить приемный пункт.
Целесообразно создать в нем эффект действующего цеха. Можно оборудовать приемный пункт АКВА-чисткой или просто стиральными и сушильными машинами. Таким образом, обученная приемщица может выполнять часть заказов по индивидуальной стирке белья и вещей клиентов, в том числе джинсов, рубашек, курток, синтетических пледов и т.п., на месте.
Дополнительный доход может приносить продажа сопутствующих товаров или ателье по мелкому ремонту одежды, в котором приемщица совмещает свои обязанности с функциями швеи. Можно подумать об организации на базе приемного пункта мини-прачечной самообслуживания, услуги которых пользуются все большим спросом у населения. Приемный пункт, в котором услуга оказывается на месте, вызывает больше доверия.
Однако, необходимо помнить, что требования к размещению такого приёмного пункта будут как к размещению полноценного производства (с учётом всех норм для технологического оборудования и видов оказываемых услуг).
В настоящее время все большее количество химчисток начинают применять в своей работе системы автоматизации с on-line кассами.
Кроме явных преимуществ в виде автоматизированного заполнения квитанций, учета приемки и выдачи вещей, автоматизации управленческого учета, ведения базы клиентов и коммуникации с ними, эти системы позволяют организовать автоматизированные приемные пункты в жилых домах, в общественных помещениях коттеджных поселков, в деловых и торговых центрах, фитнес центрах. Такие приемные пункты пользуются все большей популярностью и доверием у населения, так как такой формат широко применяется при доставке заказов интернет-магазинами, которыми пользуется все больше людей. Оn-line общение клиентов с исполнителями становится все более обыденным и привычным.
Автоматизированные приемные пункты типа «Чистомат» позволяют резко снизить себестоимость услуги в части технологической цепочки – «прием и выдача заказа на приёмном пункте». Значительно снижается площадь приемного пункта до 1,7 кв.м («Чистомат» имеет модульную структуру и может быть увеличен при увеличении спроса), а значит и размер арендной платы. Прием и оформление вещей происходит непосредственно в цехе, а значит отпадает необходимость в приемщице на приемном пункте. Зарплата персонала и связанные с ней налоги составляют примерно 50% издержек приемного пункта. Еще одним преимуществом такого формата является то, что в случае неудачно выбранного места для «Чистомата» его можно безболезненно перевезти в другое место практически без дополнительных затрат.
Еще одним форматом низкобюджетного приемного пункта является договор с бизнес-центром или офисом крупной организации на прием вещей от их сотрудников в конкретное время 2-3 раза в неделю. Обычно организации заинтересованы в таком сотрудничестве, и предоставляют место для организации приема-выдачи вещей бесплатно. Зарплата приемщицы при 2-3-х часовом времени приемки также значительно снижается и является дополнительным заработком для нее в свой выходной день.
Продолжение скрыто.
Полностью статью Галины Алексеевны Логачевой Вы можете прочитать в ноябрьском номере журнала «Все для химчистки и прачечной».
Купить журнал.
Подписаться на журнал