Выезд за заказами на дом существует у химчисток в том или ином виде около 10 лет. Но только в последние годы, с приходом в отрасль молодых предпринимателей, он оформился в виде законченной услуги со всеми ее атрибутами – правильно заполненными квитанциями, выдачей чеков, приездом ко времени, отслеживанием готовности заказа, возможностью разместить заказ не только по телефону, но и через сайт компании или соответствующее приложение. Эффективность такой организации бизнеса на прямую зависит как от суммы самого заказа, так и от количества заказов, выполненных водителем в смену. Одним из решений по организации работы транспортного цеха химчистки является внедрение на предприятии соответствующих систем автоматизации. К примеру, известный российским химчисткам системный интегратор «Агбис» в прошлом году выпустил специальное приложение «Агбис Курьер». О том, как работает данное приложение, и чем оно может быть полезно химчисткам, мы поинтересовались у самой компании-разработчика и у химчисток, уже опробовавших в работе данное приложение.
Андрей Подоплелов, директор химчистки «Сити-Сервис» г. Санкт-Петербург:
- Сервис по приемке вещей в чистку на дому мы запустили в мае 2018 года. Заказы принимаем как по телефону, так и с нашего сайта и через мобильное приложение. На сегодняшний день до 30% заказов приходит именно через интернет. Так как у нас в химчистке установлена система «Агбис», автоматизацию курьерской службы мы изначально планировали на «Агбисе», дополнительные сложности с сопряжением разных программ решать не хотелось.
Первые пару-тройку недель наши водители работали с обычными распечатками заказов. Выполнение до трех заказов в день шло без проблем, увеличение же количества заказов стало сопровождаться простейшими человеческими ошибками – забыли позвонить, предупредить о переносе времени, отмене заказа, появлении срочного заказа на текущий день и т.п. С внедрением автоматизации данные ошибки были устранены. Система поддерживает СМС-информирование, водителю приходят уведомления о новом заказе или отмене текущего заказа, также он всегда может свериться с текущим списком задач на день. Кстати, от бумажной распечатки заказов водители так и не отказались, но теперь для наглядности распечатывают списки прямо из системы.
Наши водители только забирают вещи, заполняя квитанцию по количеству. В цехе пакет с вещами вскрывается, а квитанция заполняется по всей форме уже на бланке компании, при необходимости корректируется и стоимость, что согласовывается с клиентом либо по телефону, либо через приложение. Оплату мы принимаем всегда при выдаче готового заказа.
На сегодняшний день у нас на линии работает одна машина. В среднем она успевает выполнить 7-8 заказов в смену, что соответствует 14 выездам (приемка и выдача) в разные точки Санкт-Петербурга. В идеальных условиях водители могут сделать и 16-17 выездов, но, как правило, в течение дня происходят переносы, отмены и замены маршрутов, что вносит в план свои коррективы. Приложение «Агбис» позволяет менять маршруты четко и оперативно. В дальнейшем мы планируем поделить город на зоны для оптимизации маршрутов нескольких машин на линии, благо приложение «Агбис» это позволяет.
В программе предусмотрено прокладывание оптимального маршрута по заявленным на день адресам, но наши водители этим не пользуются, предпочитая прокладывать маршруты самостоятельно исходя из собственного опыта. Таким образом, маршрут получается оптимальнее и удобнее для них. Предположу, что именно с этим связан тот факт, что один водитель у нас работает всегда чуть оперативнее, чем второй. Выбирает маршруты лучше, и больше успевает сделать. Зарабатывает он соответственно больше, так как у нас в компании зарплата водителей привязана к количеству выездов.
«Агбис» дает возможность просматривать отчеты. В будущем при масштабировании бизнеса – это окажется очень полезным для управления и контроля. К примеру, мы подходим к тому, чтобы проверять точность приезда к назначенному времени.
Сергей Кузнецов, инженер по автоматизации, «Первая Химчистка Прачечная», г. Химки:
До внедрения у нас в химчистке «Агбис Курьера» у нас был опыт использования других систем по автоматизации работы водителей. Каждый раз это создавало некоторые неудобства, например, при необходимости ведения фактически двух клиентских баз вместо одной. Разработчики «Агбис» учли многие наши пожелания при создании своего приложения. Мы запрашивали новые функции для программы и проводили их бета-тестирование, например, визуализацию маршрута и переключение в навигатор или печать квитанций через мобильный термопринтер.
Считаю, что система автоматизации предприятия необходима для ведения оперативного учета и контроля за работой сотрудников, получения финансовой отчетности и планирования. Кроме того, она существенно упрощает работу сотрудников. Огромным плюсом приложения является его интеграция со всей системой автоматизации предприятия. У пользователей (водителей, диспетчеров, приемщиков, руководителей, бухгалтеров) появляется много удобных функциональных возможностей. Кстати, данное приложение защищает не только руководителя предприятия от противоправных действий водителей (случается, как же без этого), но и самого водителя от необоснованных претензий к нему, что он что-то не сделал или не успел - все действия записываются.
Петр Базанов, директор компании «Агбис»:
Много лет назад мы уже пытались предложить химчисткам программу автоматизации работы транспорта, однако водители были не готовы работать с приложениями. В общей массе сотрудники были не того уровня компьютерной грамотности и компетенции. Сейчас многое поменялось. У водителей повсеместно есть свои собственные смартфоны. Они знают, как работать с техникой, поэтому обучение проходит без проблем.
Без качественной автоматизации основная нагрузка по ведению списков выездов, уведомлению водителей и клиентов ложится на диспетчера. При этом процесс сложно контролировать руководству и на каждом этапе вероятна проблема человеческого фактора. А за ошибки по вине человеческого фактора Вам, скорее всего, необходимо будет расплачиваться снижением цены на услуги или сокращением числа заказов. «Агбис Курьер» поможет Вам навести порядок в сфере приема заказов на дому: вести списки, рассылать уведомления о скором приезде водителя, изменении времени, отмене или появлении нового заказа, прокладывать маршруты, выписывать квитанции, предоставлять скидки и пр. При этом вбить новый заказ в список сможет любой сотрудник химчистки, принявший звонок и даже водитель.
Автоматизация выездной услуги поможет организовать контроль, в том числе, за неучтенными вещами. К сожалению, соблазн для водителя войти в сговор с работниками цеха и провести заказы мимо кассы есть всегда. Если заявка на выезд зафиксирована в программе, то избавиться от нее незаметно уже невозможно. Более того, если руководство держит себя в тонусе и время от времени проводит инвентаризацию на предприятии, то случаи мошенничества выявляются. В противном случае, руководители годами могут удивляться, почему очевидный поток клиентов не дает прибыли.
Преимущество нашего приложения для водителя – это полная интеграция с системой автоматизации предприятия. Добавление срочных заказов в текущий график водителя в нашей системе максимально упрощено, что позволяет полностью загрузить водителя заказами. Водителю придет сообщение о новом заказе, и он автоматически появится в списке, а приложение предложит переложить маршрут. Вероятность того, что сотрудники поленятся и отложат заказ на завтра снижается. В том числе благодаря тому, что все действия водителя, обработанные и потенциально опаздывающие заказы контролирует диспетчер. Соответствующая информация отображается на его рабочем месте.
Выходя на маршрут, водитель включает смартфон и загружает план заказов на день с указанием адресов и предпочтительным временем прибытия. Приложение предложит проложить маршрут или водитель может сделать это самостоятельно. Как только водитель выехал на определенный заказ, клиенту отправляется уведомление. Если клиент пользуется приложением, то он увидит и фотографию водителя и номер машины, а также сможет видеть текущее положение автомобиля курьера.
Прием заказов в разных химчистках организован по-разному. Кто-то просит клиентов при получении заявки озвучить предварительный список вещей, которые водитель должен у них забрать. В этом случае водителю автоматически передается заявка на выезд с уже приложенным к ней предварительным заказом. А в других предприятиях водителю передаются просто заявки на выезды. Если у водителя уже есть список вещей, то он сверяется со списком и корректирует его, либо водитель создает список принимаемых в чистку вещей с нуля. Прием оплаты производится через кассовый аппарат, возможен прием наличных денег, кредитных карт и с депозитного счета клиента, если на нем есть положительный остаток. Также возможна оплата бонусами, если организация использует такую схему лояльности. Обратим внимание, что работа с бонусами и депозитами возможна только в случае автоматизации работы водителей и полной интеграции системы.
Приняв заказ, водитель может распечатать клиенту квитанцию. Подпись клиент ставит либо пальцем на экране планшета, либо на квитанции, распечатанной на мобильном принтере или онлайн кассе. Подпись на экране предпочтительнее, т.к. подписанный таким образом бланк не потеряется и будет храниться непосредственно в базе данных программы.
Если алгоритмом работы предприятия предусмотрена необходимость маркировки принимаемых вещей, то кроме квитанции и чека водитель может распечатать временные метки для размещения их на изделиях, либо на мешках для белья. Постоянные метки на текстильной ленте, изготовленные на термопринтере, будут нанесены при приеме изделий в цехе. Это связано с тем, что пока на российском рынке не существует удобных и дешевых мобильных термо-трансферных принтеров.
Цех принимает вещи у водителя по сформированному в системе списку, проверяет квитанции на соответствие. Если необходимы дополнительные согласования с клиентом, то подробная заполненная квитанция отправляется заказчику через приложение или в виде ссылки через СМС. Клиент получает уведомление о том, что его заказ прошел полное оформление. Ознакомившись с квитанцией, клиент разрешает дальнейшую обработку его заказа или запрещает ее.
Хочу обратить внимание, что клиенты химчисток позитивно встречают изменения в организации выездной услуги. Без сомнения им это нравится! И дело не только в неизбежно улучшающемся качестве обслуживания клиентов, но и в появлении современных сервисов, которые частично знакомы потребителю по работе интернет-магазинов. Теперь они доступны и в отрасли химчисток и прачечных.
На сегодняшний день мобильное приложение «Агбис Курьер» уже используется в компаниях, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Грозном, Ереване и других городах. Нам очень приятно наблюдать, как наша разработка достаточно быстро становится новым стандартом оказания выездной услуги! При этом мы не довольствуемся достигнутым, а развиваем приложение дальше – у нас достаточно большой список интересных идей, которые наверняка будут полезны для всех кто использует приложение «Агбис Курьер» и кто будет пользоваться в будущем.