Владельцы химчисток условно делят все производственные процессы на предприятии на четыре большие группы:
- Администрирование – включая маркетинг и управление финансами.
- Обработка заявок – включая все процессы от приёма звонка до обратной доставки.
- Собственно технологические вопросы чистки и стирки.
- Обеспечение работы цеха – все процессы, связанные с закупками, техническим обслуживанием техники, содержанием помещений, вплоть до ночной охраны.
Такое деление весьма условно и по мере масштабирования бизнеса может меняться, однако наглядно показывает, что собственно производственная составляющая – только одна из общего числа.
Начинающие предприниматели часто допускают ошибку, сосредотачиваясь в вопросах планирования запускаемого бизнеса только на технологии стирки и чистки, упуская всё прочее. Как результат, происходит не вполне адекватная оценка необходимых для начала работы ресурсов, замедляются темпы выхода предприятия на точку безубыточной работы, накапливается вал ошибок, что может привести к краху.
В открытом доступе много информации (оставим за скобками вопросы её качества) о технологиях обработки ковров, но мало информации о других процессах. Стремясь заполнить существующий вакуум, в этой статье, мы и рассмотрим некоторые аспекты приёмки, выдачи и первичной сортировки ковровых изделий.
Приёмка ковров: общие сведения
Приёмка ковров в чистку, подобно приёму в химчистку других изделий, это не просто передача изделия из одних рук в другие, это ещё и начало договорных отношений, в рамках которых Исполнитель принимает на себя ответственность перед Заказчиком (Клиентом) за качество чистки и сохранность Изделия. Даже думая про это, переходишь на канцелярский язык.
Так вот, дабы не принимать на себя лишней ответственности, при приёмке изделие нужно осмотреть на предмет износа и загрязнённости, ознакомиться с сопроводительной документацией к нему, согласовать с заказчиком возможные нюансы и риски чистки, оценить стоимость услуг, заполнить первичную документацию (обычно - квитанцию) в которую заносится:
- Номер заказа
- Номер изделия в заказе
- Тип изделия
- Размер
- Материалы
- Наличие сопроводительной документации (бирки) и информации в ней
- Износ в процентах (существуют утверждённые правила)
- Загрязнённость
- Заявленная стоимость
- Сроки выполнения заказа
- Стоимость чистки
- Ответственность заказчика если на изделии нет бирки, если состояние изделия предполагает такие виды обработки, которые несут риски для его сохранности.
- Возможные риски изменения внешнего вида изделия (усиление эксплуатационных дефектов, проявление скрытых производственных дефектов изготовления изделия).
- Заказанные дополнительные услуги (ремонт, обрезка, обстрочка). К обрезке,должна прилагаться подписанная клиентом схема обрезки.
При приёмке ковров производится и первичная маркировка изделия при помощи водостойкой маркировочной ленты или бирок и специального степлера. А в некоторых случаях и фото-фиксация состояния изделия.
Казалось бы, описанное выше – это очевидные прописные истины. Более того, в соответствие с действующей нормативной базой РФ приёмка ковров в прачечную (ГОСТ Р 52058-2003. Услуги бытовые. Услуги прачечных.) или химчистку (ГОСТ Р 51108-2016 Услуги бытовые. Химическая чистка) осуществляется именно подобным образом:
- «При приеме изделия в химическую чистку в договоре (квитанции, ином документе) указываются наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, неудаляемые при химической чистке, дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и другие).
Исполнитель определяет вид обработки в соответствии с символами по уходу на маркировочной ленте изделия, а в случае ее отсутствия - по согласованию с потребителем». (Пункт 18 «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации»).
Но в реалиях работы предприятий, специализирующихся на обработке ковров, эти правила дают систематический сбой. Почему? – это станет понятно ниже.
Продолжение скрыто.
Полностью статью Максима Тарасова Вы можете прочитать в ноябрьском номере журнала «Все для химчистки и прачечной».
Купить журнал.
Подписаться на журнал