На рынке прачечных самообслуживания действуют не так уж и много игроков. Одним из них является группа компаний «Прачка.ком» (сети прачечных «Чистофф» и «Прачка.ком»). На их счету 15 лет успешного ведения бизнеса в разных городах России не только для себя, но и для своих партнеров-франчайзи. О том, как у нас живется прачечным самообслуживания, и о том, куда движется этот бизнес, мы спросили совладельца группы компаний «Прачка.ком» Давида Папаскири.
Редакция: Почему прачечные-самообслуживания?
Давид Папаскири: 15 лет назад, когда идея своего бизнеса только витала в воздухе, хотелось выбрать свободную нишу, и прачечные-самообслуживания в студенческих общежитиях российских вузов вполне ложились на кальку подсмотренного в Европе опыта (Швеция, Финляндия). Конечно же от Российской специфики никуда не скрыться. Полное самообслуживание, подразумевающее отсутствие в прачечной какого-либо персонала, мы отклонили сразу. Изучили опыт коллег, уже работающих на рынке, и взяли администратора, а также ввели ряд дополнительных услуг. Договаривались об организации прачечных в крупных (на 2000 чел и более) общежитиях. Первая сеть наших прачечных так и называлась «Студенческие прачечные Санкт-Петербурга». Начали с двух прачечных в студенческих городках, в том числе в студенческом городке СПБГУ. За 5 лет две прачечные превратились в 15.
Р: Чем привлекают прачечные-самообслуживания своих клиентов?
Д: Как правило, клиентов в прачечных-самообслуживания привлекают два ключевых момента – доступная цена (ниже, чем на услуги химчистки-прачечной) и наличие автоматической сушки (клиенты быстро входят во вкус, получая на выходе мягкие вещи после сушки, качественно выполненные пуховики). Ну и конечно возможность стирки крупногабаритных изделий – одеял, покрывал, наматрасников и чехлов. А если есть возможность не ждать начала или окончания цикла, а положиться в этом на администратора (вещи становятся в очередь на стирку), то услуга принимает очертания именного того, что ждет от средней прачечной потребитель. Кстати, нами подмечено, что многие клиенты идут в наши прачечные на определенного администратора, с которым им приятно иметь дело. Специально узнают ее график работы.
Р: Кто пользуется прачечными-самообслуживания?
Д: У прачечных-самообслуживания свой особый клиент: студенты, холостяки, пенсионеры, домохозяйки. У каждого свой интерес: у кого-то нет стиральной машинки под рукой, кто-то не привык гладить, а вещи после сушильной машины мягкие и без заломов, кто-то оценил удобства обработки прямого белья на гладильном катке, и каждый сделал свои выводы при сравнении цен. Чистка пуховика в химчистке стоит от 1200 руб., а обработка его в прачечной самообслуживания – 500 руб.
Р: Как трансформировался Ваш бизнес за прошедшие годы?
Д: Если сначала мы открывались исключительно при общежитиях, то с 2010 года с этим начались сложности, университеты получили, наконец, финансирование и стали справляться своими силами. Мы освоили спальные районы и торговые центры. Сейчас под нашим управлением работает 60 прачечных-самообслуживания, часть из них в 100% собственности, часть в долевом партнерстве (60–70%), в таких городах как Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.
В последние года мы искали новые форматы. Наши прачечные-самообслуживания теперь мы предпочитаем называть прачечные экспресс-обслуживания. Мы провели исследование среди своих существующих и потенциальных клиентов и выяснили, что с некоторых пор декларируемое самообслуживание стало барьером для первого обращения. Когда по телефону потенциальный клиент выясняет, что есть и администратор, который запустит процесс стирки, и целый перечень дополнительных услуг, он изъявляет желание зайти. Мы по факту перестали практиковать самообслуживание в чистом виде. Доля комплексных услуг неуклонно растет. При этом от обычной прачечной мы отличаемся принципиальным подходом к ценообразованию. Если химчистка-прачечная отвечает за результат, и берет плату за результат, то прачечная самообслуживания берет оплату за аренду стиральной машины, т. е. за результат стирки отвечает потребитель услуги.
Р: Совершенствуете ли вы используемые технологии?
Д: В своей работе мы перепробовали большинство брэндов, предлагающих машины требуемой нам загрузки, и остановились на профессиональных стиральных и сушильных машинах Electrolux. Тестировали и полупрофессиональное оборудование. Практика показала, что для наших задач у полупрофессиональной техники не хватает функционала, используются длинные циклы. Сейчас наш парк оборудования насчитывает порядка 400 машин на 6 кг – почти все от Electrolux Professional. Однотипность машин очень упрощает их обслуживание и эксплуатацию.
Во многих наших прачечных мы используем жидкую химию. Это не только позволяет держать качество стирки на должном уровне, но и разгружает наших администраторов, которые крутятся как белки в колесе. Для наших нужд мы усовершенствовали системы автоматического дозирования, внедрили собственные терминалы оплаты.
Р: Как вы работаете с теми, кто обращается к вам с просьбой открыть аналогичный бизнес?
Д: Предложения о покупке нашей франшизы поступили через несколько лет после открытия первой прачечной, но в оформленный коммерческий проект это вылилось в последние годы. С нашими партнерами мы заключаем договор коммерческой концессии. В проект входят те, кто понимает цену времени и набиванию собственных шишек. В любом бизнесе есть много нюансов, учесть которые необходимо для быстрого и безболезненного старта. А в таком бизнесе как прачечная-самообслуживания, если не сделать все правильно с самого начала, то и прибыли предприниматель не увидит очень долго. Это касается и оформления предприятия, и инжиниринговой части, подключения, водоотведения и вентиляции, и вопросов привлечения в прачечную клиентов.
Технологический процесс прачечной-самообслуживания плохо прописан в российском законодательстве. К примеру, закон требует от прачечной иметь помещение для хранения грязного белья и помещение для приема пищи сотрудниками. По факту мы не оказываем услугу по стирке, а сдаем в аренду машино-часы, поэтому для расчетов используем обычный кассовый чек, без традиционного для химчистки-прачечной договора-квитанцию. И таких нюансов много.
Работая с предпринимателями, мы опытным путем пришли к достаточно жестким условиям сотрудничества, жестким в плане стандартов бизнеса. Мы диктуем, какое оборудование следует приобретать, какой набор услуг предоставлять, очень скрупулёзно подходим к выбору места для прачечной. Мы отклоняем площадки, которые, по нашему мнению, имеют неоднозначные перспективы по привлечению к себе клиентов.
Р: Сколько стоит открыть прачечную самообслуживания?
Д: На открытие типовой прачечной-самообслуживания требуется 3 млн. рублей. И, как и во многих других отраслях, главная проблема на старте нового бизнеса – в отсутствии недорогих финансовых инструментов. Окупаемость в нашей сфере около 3–6 лет. Обратная сторона медали – стабильность. При правильной организации бизнеса Ваш ежемесячный доход составит 100 000–200 000 руб. в месяц.
Минимальный комплект оборудования для прачечной самообслуживания начинается от 5 пар стиральной и сушильной машин. Стандартная начальная комплектация включает 6 стиральных и 6 сушильных машин на 5–6 кг загрузки, две больших стиральных машины и 2 сушильных барабана на 15 кг и гладильный каток. Учитывая наш успешный опыт и долгосрочное сотрудничество с Electrolux Professional, мы настаиваем на установке оборудования именно этой марки.
Р: Франчайзинг в России делает первые шаги. Как Ваши партнеры относятся к условию ежегодных выплат?
Д: Думаю, мы испытываем те же трудности, что и другие компании, решающиеся работать в этом формате. В 20% случаев партнеры год платят исправно, а затем начинают прощупывать почву на предмет разрыва договорных отношений, стандартный аргумент – отсутствие денег. Если учесть, что требуемая нами сумма составляет около 10 000 руб. в месяц, то подобная причина не выдерживает критики. Решить данную проблему можно только предложив партнерам осязаемую выгоду от дальнейшего сотрудничества, в нашем случае это рекламная поддержка проекта, снабжение расходными материалами и техническое сопровождение. И наказание виновных. Мы имеем положительную судебную практику.
Р: В чем заключаются предоставляемые Вашими прачечными дополнительные услуги?
Д: Мы закупили специальное оборудование и сами чистим подушки (сейчас это до 1000 подушек в месяц), принимаем заказы на чистку обуви и на услуги химчистки.
Вещи, поступающие в химчистку, сначала массово отдавали подрядчикам, затем решили выполнять заказы самостоятельно. До 80% поступающих к нам заказов можно обработать по технологии аквачистки, поэтому мы приняли решение внедрить данный процесс у себя. Давнее сотрудничество с Electrolux определило выбор технологии. Сейчас мы работаем на Lagoon от Electrolux. Клиентов решили привлекать через Интернет.
«Лаватерия» – это наш новый проект интернет-прачечной, запущенный в июле 2019 года. В отличие от некоторых работающих в данной нише конкурентов, нашу прачечную-аквачистку можно посетить, и увидеть весть технологический процесс в действии. От машин химчистки мы отказались в пользу технологии аквачистки. И лишь ограниченный спектр заказов по чистке кожи и меха мы передаем партнерам. «Лаватерия» играет по правилам классических химчисток-прачечных, с их договорами-квитанциями, сроками исполнения и ответственностью за качество выполненного заказа. Мы внедряем у себя новый документооборот и полную автоматизацию приемки-выдачи заказов. Обучаем мастеров. И нас радует, что наши постоянные клиенты не остались равнодушными к новой услуге.
Владимир Агибалов, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании ООО «Электролюкс Профэшнл»:
Группа компаний «Прачка.ком» для своих проектов использует следующее профессиональное оборудование:
Стирально-отжимная машина W555H и W555H версии Lagoon с загрузкой 6 кг. Это проверенная временем подрессоренная высокоскоростная модель. Легко монтируется в колонну с сушильной машиной, подключается к горячей воде и дозирующим системам для автоматической подачи жидкой химии. Работает с короткими циклами программ стирки и аквачистки. В базовой комплектации имеет 7 программ для аквачистки и 12 стандартных программ для обычной стирки. Кроме того, можно создать до 15 собственных программ стирки.
Комплектация этих машин, помимо специальных программ для аквачистки Lagoon, предполагает функцию pro V-tex, которая предназначена для снижения механического воздействия на деликатные ткани и увеличения фактора загрузки деликатного текстиля до 70%. Установленный насос откачивает моющий раствор из барабана и после фильтрации подает его обратно через специальные форсунки, обеспечивая дополнительную циркуляцию раствора при неподвижном или слабо вращающемся барабане.
Сушильный барабан T5130 с загрузкой 6 кг. Устанавливается в колонну с W555H посредством соединительного пояса. Программатор выполнен по аналогии со стиральной машиной. Для выбора программы сушки, пользователь выбирает только тип ткани и интенсивность нагрева. Сушильный барабан оборудован датчиком остаточной влажности, поэтому время сушки он определяет автоматически.
Для финишной обработки вещей используется гладильный стол и пароманекен с определенными функциями для аквачистки.
Гладильный каток IS1103 с диаметром вала 130 см. Каток прост в управлении, прекрасно справляется не только с прямым бельем, но и с футболками и майками. Есть функция отпаривания. Каток мобилен (оснащен колёсиками), подключается к сети 220 В.
Поделиться |
6551 |
1000
|
Комментирование доступно после авторизации на сайте |
Регистрация |
Войти с помощью: |
|
|
|
|
|
Новинки |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
|
||||
|
||||
|
||||