cleanprice
Loading...
Журнал «Все для химчистки и прачечной»
Поиск
Вопросы
Вход
Журнал
Пособия

Журнал
Пособия
Вход
Поиск
Вопросы

Тушé, господа!

26.12.2019

Имея уже многолетний опыт работы экспертом, осознаешь, что порой приходится сталкиваться с неоднозначным недовольством потребителя и непониманием причины претензии работниками химической чистки, ведь они постарались выполнить для заказчика свою работу на должном профессиональном уровне. Свои претензии потребитель сводит к обобщённым выражениям и восклицаниям типа: «изделие стало не такое, каким оно было до обработки», «изделие полностью потеряло свое первоначальное качество», «вы испортили мое изделие» и даже «вы подменили мое изделие, это не похоже на мое изделие». А работники предприятий химчистки и прачечных в свою очередь в недоумении пожимают плечами, так как не видят явных проявлений дефектов. Они пытаются образумить потребителя, призывая его конкретнее определить, чем он недоволен, назвать дефект – в итоге все сводится к попыткам обескураженного потребителя передать свои ощущения от контакта с материалом изделия.

Давайте попробуем выяснить, что же имеет ввиду потребитель и насколько обоснованы его претензии.

Давайте разберемся, насколько наука учитывает сложное эстетическое восприятие человека при выборе изделия, тем более, что эстетика и разнообразие – это мощные двигатели торговли.

Тушé, господа!

Текстильное материаловедение – наука о строении, свойствах и оценке качества текстильных материалов (волокон и нитей, тканей трикотажных полотен, нетканых полотен и т. д). Текстильное материаловедение является технической наукой, которая базируется на общенаучных дисциплинах, таких как физика и химия, в частности физика и химия полимеров, и требует общих инженерных знаний, получаемых при изучении математики, механики, сопротивления материалов и т. д. Открывая любую книгу по материаловедению, вы увидите множество таблиц, графиков и формул. Материаловеды прорабатывают основные характеристики материалов и доводят их показатели до должного уровня качества, а затем прописываются в нормативных документах. 

Родственными научными дисциплинами являются материаловедение швейного производства и товароведение текстильных товаров.

Материаловедение швейного производства изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления одежды, изменения в строении и свойствах этих материалов, возникающих в условиях производства и носки изделий, а также ассортимент материалов и полотен и методы оценки их качества.

Товароведение текстильных товаров – научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров; факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку его; закономерность формирования ассортимента товаров и его структуры; условия сохранения качества товаров при транспортировке, потреблении и эксплуатации. Но опять в книгах по товароведению мы в основном находим формулы, графики, сухие цифры статистики.

В данной статье речь пойдет об эстетических свойствах текстильных полотен. По традиции создание новой структуры полотна (ткань, трикотаж) бытового назначения начинается с разработки дизайнером её внешнего эстетического образа. Проектировщиков тканей называют дессинаторами. Это слово произошло от французского dessinateur – рисовальщик. Современный дессинатор должен знать многое: виды и свойства сырья (т.е. волокон и нитей), ткацкое и приготовительное оборудование, технологию ткачества, способы отделки ткани и, конечно, направления моды. Чтобы в ткацком цехе выработали ткань, дессинатор составляет полную программу, согласно которой должна быть выработана ткань. Все эти расчеты должны учитывать, какими свойствами будет обладать ткань, какой у нее будет внешний вид, сколько она будет стоить и насколько производительно будет использовано ткацкое оборудование при выработке полотна.

Для потребителя эстетическая ценность текстильных полотен представляет собой отношение объективных показателей к эстетическому идеалу, формирование которого в сознании людей зависит от конкретных социальных условий в данный период времени. И поскольку эстетический идеал постоянно меняется, то и объективные показатели также должны меняться.

Эстетический идеал формируется законами общей гармонии, требованиями моды и стиля, этническими традициями и индивидуальными предпочтениями.

К объективным показателям материалов, оказывающим эмоционально-эстетическое воздействие на человека, относят показатели зрительного восприятия. К ним можно отнести фактуру поверхности, блеск, прозрачность, цвет, в том числе рисунок.

Эти характеристики являются отражением чрезвычайно сложного взаимодействия между физико-механическими свойствами волокон, нитей, готовых полотен и физиологическими воздействиями, на которые потребители будут реагировать по-разному.

Наряду со свойствами, удовлетворяющими эстетические потребности, большое значение для оценки  качества текстильных материалов имеет впечатление, возникающее при их осязании, т.е. их туше, или гриф.

Туше´ – характер поверхности материала, определяемый на ощупь.

Терминологический словарь одежды Орленко Л.В. дает следующее определение: «туше´(от франц. toucher - трогать, прикасаться) - то же, что гриф, восприятие текстильных материалов, меха, кожи на ощупь. Чувственная характеристика, в основе которой лежат объективные физические свойства материалов. Туше имеет словесные характеристики, обозначающие состояние ощущений (приятное, неприятное, теплое, холодное и др.)».

Туше имеет разную степень приятности. При ощущении приятного удовлетворяется психофизиологическая потребность человека. Идеал приятности тушé зависит от назначения текстильного материала, и связан с теми представлениями, которые ассоциируются с его добротностью. Естественно, что представление о приятности тушé тканей для изделий зимнего и летнего ассортимента одежды отличаются от представлений о приятности тушé тканей платьевого или костюмного назначения. 

Для оценки тушé невозможно использовать расчётные или измерительные способы. Исследование впечатлений, возникающих при осязании материала (тушé), проводится органолептическим методом по словесным характеристикам, связанным с возникающими эмоциями по методу проф. В. П. Склянникова, т. е. фактически используется метод экспертной оценки.

В процессе опроса тушé может оцениваться следующими словесными характеристиками: мягкая, пластичная, прозрачная, гладкая, шелковистая, блестящая, струящаяся, плотная, податливая, гибкая, твердая, бархатистая, пухообразная, редкая, упругая, шерстеобразная, жесткая, тяжелая, массивная, теплая, драпирующаяся, колючая, сухая, хлопкообразная, кожеподобная и т. д. Попробуйте продолжить перечень, наверняка у Вас есть и свои характеристики свойств тканей.

Несмотря на эмоциональную окраску показателей тушé материала, оно определяется строением и свойствами материала. Поэтому при исследовании для оценки тушé применяют более ограниченный перечень определений: твердость-мягкость, жесткость-гибкость, шероховатость-гладкость, наполненность-рыхлость, упругость-пластичность.

Перечисленные характеристики связаны со свойствами, поддающимися измерению. К ним относятся жесткость на изгиб, сопротивление изгибу, толщина ткани, сопротивление сжатию, упруго-эластические свойства.

Тушé тканей связано с проектируемой формой и конструкцией одежды:

  • тушé твердости-мягкости тканей представляет собой сопротивление при ее сжатии. Чем толще ткань, тем она тверже. Из твердых материалов проектируют строгие и четкие формы одежды, из мягких – объемные, текучие и плавные;
  • тушé жесткости-гибкости тканей влияет на драпируемость тканей и связана с формой проектируемых изделий. Из гибких тонких материалов можно проектировать ломаные формы поверхности одежды, из жестких – гладкие, из тканей средней жесткости – изделия гладких и ломаных форм со складчатой поверхностью;
  • тушé шероховатости-гладкости ткани воспринимается не только при ощупывании, но и визуально. Это свойство проявляется в шероховатой и гладкой фактуре материалов. Из тканей шероховатой фактуры изготавливают в основном объемные формы изделий верхнего ассортимента. Гладкие и блестящие материалы используются для самых разнообразных ассортиментов и форм изделий;
  • тушé наполненности-рыхлости связано с ощущением прочности, плотности и добротности ткани, с ее теплозащитными свойствами. Из рыхлых мягких и пластичных тканей получают овальные и тягучие формы одежды. Из плотных тканей выполняют одежду строгих, четких форм;
  • тушé упругости-пластичности определяется устойчивостью формы ткани. Это проявляется в сохранности ровности поверхности, отсутствии смятия, сохранении заглаженных складок, формоустойчивости материала. Из сильно мнущихся тканей не рекомендуется проектировать изделия сложных фасонов.

К этому перечню добавляют ощущение «холодности» и «теплоты» ткани, которое связано с тепловыделениями кожи человека при соприкосновении с тканью. Чем меньше тепловыделение, тем меньше отданная тепловая энергия, тем ткань теплее. Повышение тепловыделения кожи при соприкосновении с тканью вызывает ощущение холодности данной ткани. Величина тепловыделения зависит, в том числе и от поверхностного контакта между кожей и тканью. Чем больше контакт, тем ниже ощущение теплоты и выше холодность ткани. Повышение опорной поверхности ткани, жесткости, наполненности, упругости способствует их холодности. Осязание мягких шероховатых (особенно ворсовых), рыхлых, малоупругих тканей способствуют созданию впечатления их теплоты.

Эти свойства тушé связаны со степенью их полезности в определённых климатических условиях.

Характеристики тушé и связанные с ним свойства тканей недостаточно исследованы. Ведь кроме приятности, осязание ткани может вызывать и неприятные ощущения, такие как ощущение колкости, прилипания к телу и т. д. Тушé ткани воспринимается не только при осязании пальцами рук, но и другими частями тела, наиболее чувствительными из которых являются шея и плечи.

Теперь мы понимаем, что недовольный потребитель при ощупывании своего изделия, прошедшего обработку, не ощущает прежней приятности, присущей материалу его изделия до обработки. Что же могло случиться? Является ли изменение тушé дефектом? И да, и нет.

Да, если работники химчистки или прачечной грубо нарушили технологические параметры обработки (но этот аспект не входит в компетенцию товароведа, и не будет рассматриваться в этой статье).

Нет, если это скрытый дефект производственного характера изготовления изделия, а если быть более точным – изготовления материала. Самое простое объяснение изменения тушé ткани – вымывание аппрета.

Тушé готового материала зависит от многих показателей и свойств текстильного полотна, в том числе и от окончательной отделки.

Текстильные материалы непосредственно после изготовления содержат различные примеси и загрязнения, их структура и внешний вид не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Они имеют ворсистую поверхность, плохо смачиваются водой. Такие материалы называют суровыми, они не пригодны для изготовления одежды и нуждаются в отделке.

При отделке текстильный материал приобретает требуемую структуру и внешний вид, соответствующий его назначению. Одной из главных задач заключительной отделки является придание текстильным материалам красивого внешнего вида с устойчивой отделкой, делающей их приятными на ощупь. Другой задачей отделки является удлинение срока службы материалов, повышение устойчивости к различного рода воздействиям в процессе эксплуатации, в том числе к стирке, к химической чистке, к светопогоде. Путем специальной обработки материалу придают особые свойства. Среди них наиболее актуальными являются несминаемость, безусадочность, водонепроницаемость, огнестойкость, грязеотталкивание.

Технология отделки суровых полотен складывается из многочисленных химических и физико-механических обработок. В зависимости от волокнистого состава, вида материала и его назначения характер и условия обработки при отделке могут меняться.

Чтобы иметь хоть какое-то представление об отделке ткани, можно провести краткое описание основных способов отделки.

Опаливание удаление с поверхности ткани выступающих кончиков волокон.

Расшлихтовка ткани удаление с ткани шлихты, нанесенной на нити основы в процессе ткачества, так как шлихта затрудняет отделку. Удаляют ее с помощью кислот, щелочей, окислителей и различных ферментов животного и растительного происхождения, при действии которых шлихта гидрализуется, переходит в растворимое состояние и удаляется при промывке водой.

Отваривание – обработка тканей щелочными растворами с целью удаления примесей целлюлозы, загрязнений и остатков шлихты в специальных варочных котлах.

Беление – обработка тканей раствором перекиси водорода для придания устойчивой белизны.

Мерсеризация – это процесс обработки ткани в натянутом состоянии едким натром и промывка в горячей, а затем в холодной воде; ткань становится шелковистой, блестящей, при этом повышается ее гигроскопичность и прочность.

Ворсование – это образование ворса на поверхности тканей для придания им мягкости, пушистости, и улучшения теплозащитных свойств.

Заваривание обработка расправленной ткани кипящей и, затем, холодной водой, что предотвращает появление на ткани заломов.

Валка производится для всех суконных и некоторых гребенных тканей для увеличения плотности и образования войлокообразного застила.

Мокрая декатировка это обработка ткани водой и паром на декатировочных машинах для уплотнения и уменьшения усадки ткани. Декатируют такие ткани: бостон, трико, шериот и др.

Карбонизация операция очистки чистошерстяных тканей от целлюлозных примесей с помощью раствора минеральной кислоты, при которой шерстяное волокно не повреждается, а целлюлоза разрушается. Для удаления остатков кислоты и разрушенных частиц целлюлозы ткань нейтрализуют слабым раствором соды и промывают.

Крашение физико-химический процесс взаимодействия волокон и нитей ткани с красителем, в результате которого она приобретает однородную окраску, устойчивую к различным внешним воздействиям. Ткани, прошедшие процесс крашения, называют гладкокрашеными.

Заключительная отделка – стрижка, аппретирование, прессование, ширение, каландрирование. 

Стрижка удаление с поверхности ткани выступающих кончиков нитей, узелков, ворсинок и уравнивание длины ворса для улучшения внешнего вида.

Аппретирование нанесение на ткань аппретов.

Ширение чтобы убрать перекосы полотна и придать ему стандартную ширину, применяют ширение. Увлажненную ткань фиксируют по кромке на клуппах цепей ширильной машины. Цепи двигаются и отдаляются друг от друга, в результате чего нити утка выпрямляются, а нити основы изгибаются. Меняя скорость движения одной из цепей, можно исправить перекосы ткани.

Каландрирование заключительная отделка, выполняемая с целью разглаживания, уплотнения ткани, придания ей гладкости, глянцевого блеска. Каландрированию (пропуск ткани между системой нагретых стальных валов) подвергают все ткани за исключением тканей из крученой и фасонной пряжи, с рельефной поверхностью, ворсовых, с мягкой отделкой.

Среди всех этих технологических операций в наиболее выраженной степени на изменение тушé ткани после обработки в условиях предприятия химической чистки оказывает нарушение технологического процесса аппретирования.

Аппрети́рование (от фр. apprêter – окончательно отделывать) – пропитка текстильных материалов или нанесение на них при отделке различных веществ – аппретов (крахмал, клей, синтетические смолы, эфиры целлюлозы, экстракты соли меди и хрома и др.), придающих материалам особые свойства в зависимости от состава, использованного аппрета. Аппретированием можно придать материалу мягкий гриф, наполненный и жесткий гриф, придать антисептические свойства, придать антистатические свойства, продлить срок службы.

Например:

  • Готовые хлопчатобумажные ткани после влажной обработки усаживаются. Малоусадочную ткань можно получить, подвергая её специальной химической обработке, после которой резко снижается набухаемость волокон и, следовательно, их усадка.
     
  • При изготовлении мужских сорочек в качестве прокладок в воротники используются специальные хлопчатобумажные ткани, обработанные несмываемыми аппретами, придающими им повышенную жесткость и упругость. Разработано несколько способов получения таких прокладочных тканей, один из них: пропитывают хлопчатобумажную ткань раствором термопластической смолы (сополимеры винилацетата и винилхлорида и др.) либо раствором ацетилцеллюлозы.

    Технология применения прокладочных тканей очень проста. После обработки прокладочной ткани растворителем, в котором ацетилцеллюлоза или сополимер набухают, ее накладывают на основную ткань и проглаживают, в результате чего они прочно соединяются. При стирке в мокром состоянии такой воротничок становится мягким, а после высыхания и проглаживания приобретает первоначальную жесткость и упругость.
     
  • Обрабатывают аппретами для придания мягкости и уменьшения сминаемости некоторые полушерстяные ткани. Противоусадочной отделке подвергают ткани из малокрученой шерстяной пряжи, обладающей значительной усадкой. После такой обработки значительно уменьшается усадка и свойлачиваемость материала, повышается несминаемость и устойчивость к истиранию. Швейные изделия из таких материалов лучше сохраняют форму.

Аппреты разделяют на смываемые и несмываемые. Недостатком смываемых аппретов является их полное удаление (смываемость) в процессе стирки. С удалением аппрета исчезает и эффект отделки – ткань теряет приятную на ощупь наполненность, жесткость, блеск и другие приданные ей свойства. В последнее время смываемые аппреты находят ограниченное применение. Предпочтение отдают препаратам, обеспечивающим стойкие к многократным стиркам эффекты, т. е. несмываемым аппретам.

Если не вдаваться в тонкости и разнообразие технологического процесса аппретирования, по своей сути этот процесс заключается в нанесении на ткань или пропитывание ткани различными аппретами с последующей тепловой обработкой. Если в процессе аппретирования будут нарушены какие-либо технологические параметры, это будет заложено в материале как скрытый дефект производственного характера отделки материала.

Что характерно для скрытого дефекта отделки?

1. Если изделие представляет собой однослойную конструкцию (блуза, юбка, платье, брюки) без подкладки, то всё изделие, т. е. весь материал изделия, полностью изменит свои свойства. Так как аппрет удален, материал изделия становиться ненаполненным, «вялым», сминаемым или еще каким-то, утратившим какое-то свойство.

2. Если изделие представляет собой многослойную конструкцию (жакет, пальто, куртка, платье) на подкладке или выполнено из комбинации нескольких видов различных материалов, то, как правило, только один из всех материалов изделия изменит свои свойства. Это происходит по той причине, что разные виды материалов проходят разные отделочные операции.

Ткани отделывают все более разнообразно. Все чаще применяются специфические отделки ткани.

Ажурные узоры – узорчатая отделка, образующаяся вследствие нанесения на ткань с помощью сетчатых шаблонов загущенных растворов кислоты. После нагревания вискозное волокно под действием кислоты разрушается, а нити из капрона сохраняются. В результате образуется своеобразный ажурный узор на глади или на поверхности с ворсом (велюр-бархат).

Каландрирование (эффект «лаке») – процесс обработки ткани на каландре, т.е. прокатывание ткани между горячими валиками. Такой процесс превращает круглые нити в плоские, придавая ткани серебристый блеск. Гладкость ткани, получаемая при каландрировании, зависит от рода валов, их температуры, состава и влажности ткани, а также давления между валами каландра.

Металлизация это способ нанесения на ткань тонких слоев различных металлов. Это может быть алюминий, хром, кадмий, олово, цинк, серебро, золото и другие металлы. Также для этого применяют некоторые сплавы неорганических веществ. Металлизация позволяет создать желаемые декоративные свойства ткани, а также придать им теплозащитные, токопроводящие, диэлектрические и другие свойства.

Стабилизация (или термофиксация) это способ фиксирования ткани, т. е. придание материалам из синтетических волокон и нитей устойчивых размеров, уменьшение сминаемости, улучшение внешнего вида. Для этого производится нагрев тканей (в сухой среде до температуры 220 °С, во влажно-паровой – до 130 °С), а затем быстрое охлаждение. Длительность стабилизации составляет 10–90 сек.

Флокирование – это способ получения на ткани узора из ворса длиной до 2 мм. На ткань клеевым веществом наносится задуманный рисунок, затем ее помещают в электростатическое поле, куда также подаются короткие волокна ворса. Ворсинки, заряжаясь, принимают вертикальное положение и приклеиваются к ткани по рисунку. С непроклеенных участков ворсинки удаляются.

Эффект «клоке» это эффект жатой поверхности ткани. Такой эффект достигается путем тепловой или щелочной обработки полукапроновых тканей. В вискозные нити вплетают капроновые по определенному жаккардовому рисунку. После щелочной обработки вискозный шелк усаживается и стягивает капроновые нити. В результате чего получается неровная, жатая поверхность.

Тиснение это способ, улучшающий внешний вид ткани. Пропитанную смолами ткань пропускают через разогретые тиснильные каландры с выпуклой гравировкой, выдавливающие выпуклый узор, а затем подвергают термообработке. Образующаяся пленка смолы прочно фиксирует узор. Такой узор сохраняется длительное время, около 10-ти 15-ти стирок.

Тушé, господа!

В заключение хочу привести несколько рекомендаций по работе с изделиями из тканей со специфической отделкой.

Производитель изделия обязан (но не всегда это выполняет) в полной мере учитывать все свойства ткани и изделия в целом и давать достоверные рекомендации по уходу за изделием (символы и текст на маркировочных лентах). У предприятия химчистки или прачечной просто отсутствует возможность провести испытание изделия и определить вид той или иной отделки, её устойчивость к чистке или стирке, так как такие испытания проводят с разрушением образца ткани, который тоже ещё нужно каким-то образом получить (ну не вырезать же из вещи заказчика кусок ткани).

Устойчивость некоторых видов отделок снижается после многократных обработок, а подлинную историю вещи (сколько раз и как её обрабатывали) нам вряд ли предоставят.

Определить качество отделки ткани без лабораторных испытаний невозможно, и работникам химчистки или прачечной необходимо придерживаться рекомендаций производителя, чтобы не брать на себя все риски порчи изделия. Только при наличии достаточного опыта обработки вещей из подобных материалов и при наличии специальных знаний (материаловедение, технология химической чистки, аквачистки и стирки) возможно принимать самостоятельные решения и отступать от рекомендаций производителя. При этом необходимо помнить, что если решение принято самостоятельно работником предприятия, и условия обработки не согласованы с заказчиком (отсутствует правильное оформление в квитанции; заказчику не разъяснены все возможные риски обработки), то, в случае возникновения конфликта, позиция предприятия будет очень уязвима, и возможны значительные финансовые издержки (выплата за испорченную вещь).

При работе с изделиями из подобных тканей необходимо задействовать весь свой опыт и знания, а попытка работать на «авось» или «да, что с ним может случиться?» в большинстве случаев заканчивается печально. Реально оценивайте свои возможности и, если сомневаетесь в них, то лучше честно сказать самому себе «это выходит за пределы моей компетенции» и отказаться от обработки такой вещи. Это будет честно и по отношению к себе, и по отношению к заказчику, и по отношению к своему предприятию; позволит избежать конфликтов и финансовых потерь.

Поделиться
  2383
Комментарии
1000
Комментирование доступно после авторизации на сайте
Регистрация
Войти с помощью:
Опрос
 2023-08-17  дата публикации   73  проголосовали Как заполняются договора (квитанции) на оказание услуг в Вашей химчистке-прачечной?
 
Глажение прямого белья. Откуда эти желтые пятна?! (расширенный анонс)
Глажение прямого белья. Откуда эти желтые пятна?! (расширенный анонс)

Проблема желтых пятен на текстиле после глажения возникает часто. Предложений от доброхотов, как скрыть пятна, много. А вразумительного ответа, как не допускать пятен, никто не дает. Наталия Михайловна Лонгинова в своей статье разбирается в причинах возникновения пожелтения или желтых пятен на белье и способах борьбы с возникновением данного дефекта.

 
«Главхим» об аквачистке
«Главхим» об аквачистке
О технологии аквачистки на базе импортных препаратов слышно много. Пора дать слово отечественным производителям, которые также имеют свои разработки в этой области. Рассказывает Наталья Котик, руководитель компании «Главхим» из Санкт-Петербурга.
 
Алгоритм выбора прачечного оборудования для бизнеса
Алгоритм выбора прачечного оборудования для бизнеса

Выбор прачечного оборудования является важным шагом при создании или обновлении прачечной. Каковы критерии выбора оборудования и поставщика рассказывает директор компании «Бизнес-Монолит» Михаил Фролов.

 
Стирка рабочей одежды на пищевом производстве c профессиональными средствами «Ph»
Стирка рабочей одежды на пищевом производстве c профессиональными средствами «Ph»

У всех организаций, деятельность которых связана с пищевым производством, нормам безопасности должен отвечать не только процесс изготовления продукция, но и форма, в которой работают сотрудники. Согласно ст. 221 Трудового Кодекса РФ, стирку, химчистку и ремонт спецодежды работодатель должен проводить за собственный счет.

 
ГОСТ на маркировку спецодежды: комментарии экспертов
ГОСТ на маркировку спецодежды: комментарии экспертов

С 01.02.2024 года на территории РФ начнет действовать новый ГОСТ ISO 30023-2023 «Материалы и изделия текстильные. Маркировка одежды для работников символами по промышленному уходу». Предлагаем Вашему вниманию комментарии разработчиков ГОСТ и наших экспертов.