Сегодня, когда экономику России трясет, для большинства населения очевидно, что участие государства в делах системообразующих предприятий – это залог стабильности их работы и доступа к инвестициям. Но каких-то 20 лет назад все были убеждены в обратном и рьяно ратовали за приватизацию и тотальную частную собственность. 90-е прошлись по госпредприятиям катком. Выжившие и добившиеся успеха в постперестроечный период МУПы – редкость. И за каждым таким случаем, по моему убеждению, стоит директор – энтузиаст и романтик, взваливший на свои плечи нелегкую ношу ответственности за судьбу вверенного ему предприятия и каждого сотрудника в отдельности. С одной такой уникальной личностью редакции нашего журнала удалось побеседовать – Ольховая Анна Васильевна, генеральный директор МУП «СНЕЖИНКА» г. Краснодар.
Редакция: Как Вы попали в сферу химчистки и прачечной?
Анна Васильевна: Моя карьера в отрасли началась в 1993 году, когда мне – начальнику отдела сбыта Ремонтно-механического завода №4 - предложили стать директором муниципальной прачечной. Через шесть лет мы взялись внедрять новые услуги и купили первую машину химчистки, далеко не новую, до этого лет 10 бывшую в эксплуатации. С этого все и началось.
Сейчас химчистка-прачечная «Снежинка» - это 4 производства, занимающихся обработкой белья бюджетных и коммерческих организаций, чисткой одежды населения и чисткой ковров. У нас собственные скважины, котельная, питающая паровое оборудование, промышленные дезкамеры, бани. Сегодня мы обрабатываем до 7 тонн белья в смену. За 27 лет работы проделано немало и еще больше предстоит сделать.
Р: Подобное передовое предприятие требует и соответствующих умений от персонала. Как Вы подбираете и учите людей для «Снежинки»?
А: Мы муниципальное предприятие, поэтому у нас в коллективе все сотрудники - жители Краснодарского края. Коллектив молодой. Люди за свою работу держатся, от нас не уходят. На заре внедрения услуг химчистки первых специалистов мы искали в буквальном смысле с милицией. Служители порядка помогли нам достать адреса аппаратчиков обанкротившейся на тот момент первой «Снежинки». Те мастера работали еще по старым технологиям, но уже имели опыт общения с импортным оборудованием. А затем нам пришлось учиться самим. Мы отслеживаем отраслевую литературу, вступили в Ассоциацию, впитываем как губка любую информацию. Мы с удовольствием участвуем во всех семинарах как у себя в крае, так и за его пределами. К примеру, наш технолог по обработке ковров училась в Италии. Я беру на тестирование новые технологии, и не понимаю руководителей, которые отказываются от бесплатного обучения сотрудников, технология может именно Вашему предприятию и не подойти, но знать Вы о ней должны. Это важно для поддержания конкурентоспособности. Конкуренция в Краснодарском крае высокая, а последствия расторжения договоров, заключенных в рамках тендеров по 44 и 223-ФЗ, жесткие. Качество должно быть на высоком уровне. В том же здравоохранении существуют и обычные и ВИП-палаты, но в производстве разделять данные потоки белья не целесообразно. Надо все стирать на высоком уровне.
Р: Чьи технологии сейчас применяются для обработки коммерческого и частного ассортимента?
А: Уже два года мы у себя используем моющие средства Procter&Gamble. С их приходом мы наконец централизовали и систематизировали наши закупки, можем собирать аналитику, оперативно рассчитывать программы для обработки нового ассортимента. Технологии «Ариэль Профэшнл» подошли и для обработки медицины (термохимическая дезинфекция, все сертификаты в наличии), и для белья детских садов (гипоаллергенность), и для отелей (сохранение волокон ткани), а также для аквачистки изделий как частных, так и коммерческих клиентов. Мы не ожидали, что на химии Procter &Gamble можно организовать аквачистку в промышленном масштабе (чтобы она не только качественно и деликатно удаляла загрязнения, но и вписывалась в бюджет).
Специалисты Procter&Gamble проявили себя профессионалами высокого уровня. Они буквально не вылезали из наших цехов две недели пока не отладили весь производственный процесс и не обучили наших сотрудников. Сейчас уровень перестира всего 5% при высоком качестве обработки. Белье выдерживает 300-350 циклов. Поставленное Procter&Gamble специальное программное обеспечение позволяет нам оперативно составлять технологические карты с учетом жесткости воды, уровня загрязнения, вида текстиля и других переменных. Нам стало проще анализировать расходы и собственную эффективность.
Р: Вы ставите во главу угла повышение эффективности предприятия?
А: Да! Фактически выполняем указы Президента! Во-первых, все программы стирки, установленные у нас на производстве, рассчитаны с учетом жесткости воды и уровня загрязнений. У нас есть возможность автоматически высчитать энергозатраты, сравнить показали с тем, что было. Во-вторых, водоподготовки как таковой у нас нет. Вода к нам поступает из двух скважин глубиной 272 м и уже имеет класс А - высшую категорию качества. Это нам позволяет рассчитываться с Водоканалом только за водоотведение. А в-третьих, у нас установлено паровое оборудование Kannegiesser и IPSO, питающееся от собственной котельной. В ближайшем будущем нам предстоит модернизация котельного оборудования. Новый котел будет в 7 раз эффективнее, чем нынешний.
Р: Как вы относитесь к новым технологиям, появляющимся на нашем рынке? Что взяли на вооружение?
А: Мы с удовольствием пробуем у себя на производстве все новое. Судим по результатам. Мы сами работаем на машинах химчистки на перхлорэтилене и силиконе. В свое время рассматривали и углеводороды и биочистку, но послушав мнение коллег и оценив конъюнктуру рынка - оказались. Сейчас делаем ставку на аквачистку. Считаем, что за ней будущее. У нас в регионе летом царство белых вещей из тонких тканей. При аквачистке на много проще восстанавливать их внешний вид. Клиентам нравится, что после аквачистки вещи пахнут свежестью, технология экологична и быстра. При выборе технологии аквачистки главным критерием в этот раз была не себестоимость (хотя и она на высоте), а именно качество чистки. Кроме того, взятая на вооружение технология аквачистки из арсенала Ariel Professional System позволяет предложить ее клиентам в промышленном масштабе. Одеяла, утепленные пальто, офисная униформа коммерческих клиентов могут быть обработаны качественно и при этом максимально деликатно.
Р: Планируете расширяться?
А: Со времен Сочинской Олимпиады у нас в регионе пытаются внедрить аренду белья, но пока успехи скромные. К примеру, главные врачи медучреждений Краснодара отказываются от подобной услуги. Поэтому мы пока делаем ставку именно на расширение услуг по качественной стирке. Сейчас мы обрабатываем белье предприятий в радиусе 150 км. Администрация Краснодарского края планирует запустить новую трассу к курортным городам юга России. После ее реализации у нас появится возможность продвинуться дальше, и работать с клиентами уже в радиусе 300 км (по опыту индустриальных прачечных Германии). Для нас будет открыта и Анапа, и Геленджик, и Крым. Следовательно, нам предстоит увеличение мощностей и, в перспективе, выход на покупку комплекса оборудования с туннельной стиральной машиной.
Р: Чем для города Краснодара является Ваше предприятие?
А: Хотелось бы напомнить, для городов крупные муниципальные прачечные всегда были и будут стратегическими объектами на случай чрезвычайных ситуаций. У нас у единственных в Краснодаре на производстве стоят промышленные дезкамеры. В качестве примера возлагаемой на нас ответственности приведу проводившуюся у нас дезинфекцию обмундирования и экипировки военных частей, прошедших через горячие точки (в том числе такие крупногабаритные предметы как одеяла, матрасы, чехлы и пр.)
Р: Среди химчисток-прачечных Краснодара «Снежинка» лучшая. Не планируете передавать знания подрастающему поколению, тянуть отрасль за собой?
А: В настоящее время специалисты химчистки и прачечной по всей России лишены возможности получить системное образование. Для Краснодарского края, где гостиницы растут как грибы, обучение специалистов химчистки особенно хотелось бы вернуть на государственный уровень. Я, как депутат, буду поднимать это вопрос в нашей Краевой Думе. В моих планах проводить обучение на базе Колледжа архитектуры и строительства, где есть факультет гостиничного хозяйства. Сейчас МУП «Снежинка» уже принимает к себе на практику студентов с данного факультета. Полноценный учебный центр в Краснодаре сможет решить вопрос обучения и для ближайших регионов. Создадим заново учебники, программы. Технологи «Снежинки» в состоянии выучить молодое поколение и для себя, и для отрасли края в целом.