Введенный в стране карантин существенно затруднил работу химчисток и прачечных. Портал cleanprice.ru рассказывает, как предприятия действуют в новых условиях, какие меры предпринимают для стабилизации бизнеса и поиска новых возможностей. Представляем Вашему вниманию заметку Анастасии Белоусовой, директора по развитию группы компаний «Prachka.com».
Сеть прачечных экспресс-обслуживания Prachka.com была основана в 2003 году. Все начиналось с одной единственной студенческой прачечной в Санкт-Петербурге, организованной по американскому образцу: помещение, где расположены стиральные и сушильные машины, которыми желающие могут воспользоваться за небольшие деньги. Однако довольно быстро стало понятно, что адаптация сервиса под потребности российских клиентов позволит значительно повысить эффективность изначальной бизнес-модели. С тех пор прошло много лет развития, проб и ошибок, оттачивания бизнес-процессов, преодоление кризисов 2009 и 2015 годов.
Сегодня объединенная сеть Prachka.com – Чистоff – это крупнейшая федеральная сеть прачечных экспресс-обслуживания, представленная более чем 70 объектами в 12 городах России, как собственными, так и действующими в рамках франчайзинговой сети. И, как любой бизнес, формально не задействованный в системе жизнеобеспечения населения, сеть столкнулась с вызовом - пандемией COVID-19.
В сжатые сроки необходимо было принимать жизненно важные для бизнеса решения: закрывать прачечные или продолжать работать? Как сохранить огромный коллектив надежных и высококвалифицированных сотрудников? Как поддержать франчайзинговую сеть и партнеров, расположенных в различных городах, с разным регулированием и ограничительными мерами? И невероятное количество других оперативных вопросов, резко обозначившихся на фоне наступившего коллапса.
Сейчас, по прошествии нескольких месяцев, уже можно подвести основные итоги прохождения острой фазы кризиса и сделать некоторые выводы.
Стратегически важным решением было сохранение работы прачечных во всех случаях, где это было возможно. Оперативно все работающие объекты (в том числе - по сокращенному графику) были обеспечены средствами защиты и дезинфекции, введены строгие правила соблюдения социальной дистанции и прочие защитные меры, во избежание заражения сотрудников и клиентов.
Были достигнуты договоренности с арендодателями об отсрочках и скидках по уплате арендной платы, проведены разъяснения персоналу о временном сокращении заработной платы для сохранения жизнеспособности всей сети в целом.
Партнерам предложен комплекс мер поддержки, в том числе частичная отмена роялти на индивидуальных условиях, регулярное информирование о способах сокращения затрат, возможностях получения государственной поддержки, содействие в подготовке необходимой документации, организованы поставки дезинфицирующих средств, а также разработаны специальные рекламные активности для сохранения устойчивого спроса на услуги и лояльности клиентов с учетом новых условий.
В регионах, где по требованию властей прачечные должны были закрыться, собственниками оперативно были организованы системы доставки. В свою очередь служба доставки была развернута и на базе собственной сети в Санкт-Петербурге, где несмотря на снятие основных карантинных мер, она продолжает активно развиваться.
Значительное падение выручки в апреле компенсировалось ростом спроса на услуги прачечных уже в мае, и вот по каким причинам. Во-первых, клиенты, проводившие карантинный период дома, посвятили много времени генеральным уборкам, что подтолкнуло спрос на стирку крупногабаритных вещей (одеял, пледов) и зимней одежды у огромного числа постоянных и новых клиентов. С другой стороны, сокращение доходов в карантинный период привело многих к поиску более недорогих альтернатив химчистке, появилось много клиентов, ранее не обращавшихся в прачечные, но регулярно пользовавшихся услугами химчисток. Еще одним фактором, сыгравшим свою роль, явилось то, что в весенне-летний период 2020 года значительная часть жителей крупных городов осталась дома, не уехав в отпуска, что также поддержало традиционно падающий летом спрос.
Одновременно с этим, несмотря на все ограничения, новые партнеры сети открывали свои бизнесы. 1 мая заработала новая прачечная экспресс-обслуживания «Чистофф» в Симферополе, и показала отличный стартовый результат уже в первый месяц работы. Открылась новая, 11-ая, прачечная «Чистофф» в Москве – с 4 июля она начала принимать клиентов. До конца лета ожидаются открытия новых прачечных в Москве, Мурманске и Волжском.
Открытие прачечной экспресс-обслуживания Чистофф, 1 мая 2020 года, Симферополь
Большинство новых объектов оснащены профессиональным прачечным оборудованием Electrolux последнего, 6-го поколения которое уже успело зарекомендовать себя как наиболее эффективное решение для бизнеса нашего формата. Бескомпромиссное качество, инновационные технические решения и надежность оборудования Electrolux Professional позволяет оптимизировать операционные затраты и при этом обеспечивать исключительно высокий результат.
Новая прачечная экспресс-обслуживания «Чистофф», Москва
Одним словом, несмотря на то, что о полном восстановлении бизнеса после кризиса говорить еще рано, уже сейчас можно смело утверждать, что прачечный бизнес формата Prachka.com - Чистоff демонстрирует надежность и устойчивость даже в самые сложные времена: мы сохранили все предприятия, всех сотрудников, открываем новые прачечные и продолжаем работать для наших клиентов.