С 01 июля 2012 года введено в действие Изменение № 2 ГОСТ Р 51108-97 "Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия". ГОСТ дополнен разделом 11, в котором прописаны требования к методике проведения экспертизы, к экспертам, имеющим право проводить такую экспертизу. Указан формат и порядок оформления заключения эксперта и условия проведения экспертизы. Значение для отрасли данных изменений комментирует Андрей Парфеньев, директор центра консалтинга и технологий «Химчистка и прачечная».
С введением данных Изменений в ГОСТ наконец упорядочена процедура проведения экспертизы, чётко определён статус специалистов, проводящих экспертизу (обязательные требования по стажу работы в отрасли и образованию). Это даёт возможность избежать использования необоснованных и не правомерных экспертиз, повышает доверие к экспертам и делает возможным в досудебном порядке решать многие конфликтные вопросы между потребителем и химчисткой. Для ясности, приведу понятия, подмену которых исключило введенное изменение в ГОСТ:
1. Товароведческая экспертиза – экспертиза, назначаемая для установления признаков, свойств, потребительских качеств, соответствия стандартам и техническим условиям товаров народного потребления. Решает широкий круг вопросов, в т. ч. соответствуют ли фактическое наименование товара, его сорт и цена тому, что указано на этикетке; соответствует ли качество изделия требованиям стандарта, техническим условиям; каким способом (фабричным или кустарным) изготовлено изделие; какова степень износа и др. Эксперт-товаровед может провести товароведческую экспертизу или, при наличии специальной подготовки, оценочную экспертизу – определить стоимость нового изделия на основе сравнительного анализа изделий аналогичного качества. Определить процент износа на изделии, не подвергавшемся эксплуатации (ношение, чистка или стирка, ненадлежащее хранение) с учётом имеющихся явных производственных дефектов или морального износа изделия.
2. Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, которые поставлены судом, судьёй, органом дознания, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказы-ванию по конкретному делу. В соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ проведение судебной экспертизы может быть поручено судом лицам, осуществляющим деятельность в качестве государственных судебных экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях, а также так называемым частным экспертам. В настоящее время ни в одном государственном судебно-экспертном учреждении химико-технологические экспертизы в области определения соответствия нормативам качества услуг химической чистки, крашения и стирки не проводятся и по соответствующей экспертной специальности подготовка экспертов не ведется. В официальном ответе на запрос Ассоциации предприятий химической чистки и прачечных «Российский федеральный центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции» подтвердил, что в компетенцию судебно-товароведческой экспертизы разрешение указанных вопросов не входит, так как в рамках указанной экспертизы решаются только вопросы, связанные с определением соответствия стандартам качества изготовления представленного на экспертизу изделия.
3. Независимая технологическая экспертиза объектов химической чистки - экспериментальное исследование объекта химической чистки, проводимое экспертом (или группой экспертов) по определенной форме или методикам с анализом данных об объекте экспертизы, оформленного в виде заключения. Эксперты, которым поручено проведение экспертизы, должны иметь высшее профессиональное химико-технологическое образование, обладать специальными знаниями процедуры проведения экспертизы и опытом работы не менее 3 лет в области технологии химической чистки. Квалификация и компетентность экспертов должны быть подтверждены соответствующими документами (диплом, трудовая книжка). Независимую экспертизу объекта химической чистки проводят по специальной методике, утвержденной в установленном порядке. Заключение эксперта должно основываться на положениях соответствующих нормативных документов, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.
К сожалению, сложилась практика обращаться за экспертным заключением к специалистам, не имеющим ни специального образования, ни опыта работы в отрасли. Как правило, это различные эксперты торгово-промышленных палат, обществ по защите прав потребителей, специалисты экспертных бюро, даже специалисты судебной экспертизы. Часто приходится читать подобные «шедевры» и каждый раз удивляться насколько поверхностно и бессмысленно написаны такие экспертизы. Из них видно, что «специалист» не представляет, как проходит процесс обработки изделия, какие нормативные документы регулируют те или иные требования к качеству обработки изделия, сохранности его товарного вида. Выводы в такой экспертизе ничем не обоснованы, кроме утверждения самого эксперта. Такого рода экспертные заключения легко опротестовываются в суде.
Хочется обратиться к экспертам широкого профиля: – Господа! Занимайтесь своим делом! Не пытайтесь рассуждать о том, чего вы не знаете и чего не понимаете! Не выставляйте себя на посмешище, ведь если детально разобрать Ваше творение, то от Вашей репутации, как эксперта, камня на камне не останется.