Представляем Вашему вниманию пример успешного старта прачечного бизнеса, по материалам журнала Clean India Journal. Прачечная Tumbledry всего за два года своего существования создала 150 предприятий для 97 франчайзи в 39 городах Индии, выполнила более 320 000 заказов от более чем 100 000 клиентов. Tumbledry была основана бывшими сотрудниками IIT, IIM и Infosys (Индийский институт технологии, Индийский институт менеджемента и индийский разработчик программного обеспечения).
По словам Гаурава Теотии, генерального директора компании Tumbledry, в Индии, исторически, прачечные и химчистки были семейным бизнесом, передаваемым из поколения в поколение. Однако современный уровень развития рынка позволил появиться сетевым предприятиям и сформировать постоянный спрос на качественные услуги химчисток и прачечных.
По сравнению с химчисткой, стирка текстиля проще, а стоимость запуска производства сравнительно ниже. Молодые предприниматели, которые не имеют опыта работы в отрасли, могут быть обучены технологии и ведению бизнеса владельцем франшизы, чтобы предприятие было успешным с 1-го дня.
«Самое маленькое предприятие стоит 1,8-2 млн. индийских рупий (1 рупия = 1 руб.), - объясняет Теотия. - Для компаний, которые имеют собственные средства, гораздо проще и быстрее масштабироваться самостоятельно. Начинающие компании могут инвестировать от 10 до 20 млн. рупий и открыть 8-10 магазинов, но, если вы стремитесь открыть 700-1000 магазинов, как мы, вам нужно внешнее финансирование или краудсорсинг. Вот почему мы выбрали путь франчайзи».
До открытия первого предприятия в апреле 2019 года команда Tumbledry потратила 6 месяцев на исследования. Хотя модель франчайзинга действительно распределяет риски между большим количеством партнеров, владелец франшизы должен быть уверен, что у каждого потенциального предприятия есть бизнес-потенциал.
Для подтверждения этого Tumbledry использует статистическую модель, которая помогает им анализировать готовность города или района к открытию предприятия. Она рассматривает три параметра: численность населения города, его экономическое благополучие и готовность потреблять предметы роскоши. Это помогает определить потенциал предприятия в конкретном городе.
«Мы обнаружили, что отрасль совершенно непрозрачна. Население было готово выбросить грязную одежду, не зная, как и где ее чистят. Наша идея заключалось в том, чтобы создать предприятия, похожие на открытые кухни, где клиенты могут сами увидеть весь процесс обработки изделия – это укрепляет доверие», - рассказывает Теотия.
Чтобы обеспечить доступность своих услуг, компания решила открывать по одному пункту приема на каждые 4-5 км в городских районах. У клиентов есть возможность использовать мобильное приложение, веб-сайт или колл-центр, чтобы запланировать передачу белья в чистку.
«Услуга, которую мы оказываем, выполняется на каждом нашем предприятии, поэтому квалификация персонала на каждом объекте чрезвычайно важна, - говорит Теотия. - Каждому партнеру по франчайзингу не зависимо от расположения подбирается персонал, прошедший обучение в Tumbledry по таким направлениям как стирка, химчистка, отделка и администрирование».
Централизованный учебный центр - очень дорогое удовольствие; будущим сотрудникам нецелесообразно ехать из отдаленных районов в Нойду, где базируется Центр. Вместо этого был разработал учебный модуль длительностью 6-8 дней, который запускается на самом предприятии.
«Когда мы основали компанию, ее устав управления проектами состоял из 120 видов деятельности. За последние полтора года он вырос до более чем 250 видов. В первые шесть месяцев нашей деятельности мы только обучали людей».
Обучение разделено на несколько сегментов, например, как обращаться с различными предметами одежды при стирке, химчистке (шифон, шелк, пашмина и т.д.), обработка разноцветной одежды, что сушить в машине, а что - на вывесе, и многое другое. Существует тренинг по удалению 65 видов пятен.
Регулярное стимулирование и сертификация, логотипы компании на всех учебных материалах создают у сотрудников ощущение, что они ассоциируются с брендом, а не с лавочкой. Всеми видами деятельности управляет команда; не владелец, а - региональный менеджер.
«Раньше, до коронавируса, средняя нагрузка составляла 4-4,5 кг на заказ, сейчас, после пандемии, - 7-8 кг», - поделился Теотия.
Tumbledry потребовалось полтора года, чтобы достичь рубежа в 150 предприятий; они рассчитывают открыть следующие 150 магазинов в течение 12 месяцев или раньше. После активной деятельности на севере Индии они в значительной степени сосредоточены на западных и южных областях, новые предприятия появятся в Ченнаи, Хайдарабаде и Бангалоре.
Tumbledry имеет опыт открытия предприятий в городах разного уровня: уровень A - (Дели), B - (Лакхнау, Бхопал), C - (Горакхпур, Азамгарх, Файзабад). «Города категорий B и C работают для нас намного лучше с точки зрения прибыльности франчайзинговых партнеров».
Tumbledry также занимается маркетингом на местах. «Клиенты разговаривают в основном с приемщиком заказов, вам надо использовать его для расширения дела. Предоставьте ему статистическую информацию и научите действовать. К примеру, клиент отправил два пальто в химчистку в июле прошлого года. Сейчас июнь, а он больше не возвращался. Заведя разговор с клиентом об этом, приемщик Tumbledry сможет увеличить выручку компании».