На прошедшем в Москве первом Форуме Уполномоченного по защите прав предпринимателей в докладе московского бизнес-омбудсмена Татьяны Минеевой прозвучала статистика по рынку малого и среднего предпринимательства.
Надежда Багрец, представляющая в Совете предпринимателей Москвы отрасль химчистки и прачечной, по нашей просьбе прокомментировала эти цифры с точки зрения понимания значимости микропредприятий для экономики и занятости населения, а также оценки возможностей бизнеса по взаимодействию с государством.
Данные взяты из Единого реестра субъектов МСП и ФНС России.
Итак,
Микро, малое и среднее предпринимательство в Москве в 2020 году насчитывало 728 тыс. предприятий и ИП или 54% от общего количества субъектов предпринимательской деятельности. Превалирует большая доля микробизнеса (доход до 120 млн руб./год) – 51%. Доля малого (доход от 120 до 800 млн руб./год) и среднего бизнеса (от 800 млн до 2 млрд руб./год) чрезвычайно мала – 2,5% и 0,26%, соответственно.
В остальных субъектах России по сравнению с Москвой наблюдается существенно меньшая доля крупных предприятий, что обусловлено статусом Москвы как столицы России, а также ролью Москвы в качестве крупнейшего финансово-экономического центра страны. При этом доля микробизнеса в регионах существенно выше – 75% против 51% в столице.
Комментирует Надежда Багрец, член Совета предпринимателей г. Москвы: «В целом данные диаграммы отражают картину и в отрасли химчистки и прачечной. Из примерно 2000 предприятий химчисток и прачечных в России только 24 удовлетворяют критериям малого бизнеса (это примерно 2,1%), остальные - это микропредприятия. Это означает, что наши предприятия не могут, или не хотят расти до малых. Почему? Скорее всего нет условий, т.е. не хватает денег на развитие, или не хотят расти, т.е. дробятся для оптимизации налогов и из желания меньше привлекать к себе внимание».
Всего в микро, малом и среднем бизнесе в городе Москве заняты порядка 2,2 млн человек – это более 38% трудоспособного населения столицы.
В отличие от распределения количества субъектов МСП в Москве в пользу микробизнеса, распределение численности наемных работников малого и среднего бизнеса и микропредприятий показывает практически паритет – 48% против 52% в микробизнесе.
В других регионах России распределение численности работников по размеру субъектов предпринимательства близко к московскому: микробизнес – 48%, малый бизнес – 40%, средний бизнес – 12%.
Комментарий Надежды Багрец: «По численности работников на рынке химчисток и прачечных та же картина. Наша отрасль ресурсоемкая, в том числе и по трудовым ресурсам. Без работников мы не справимся, нам очень нужны рабочие руки, желательно еще и с головой».
В докладе приведены результаты опроса предпринимателей, из которых следует, что 65% предпринимателей не воспользовались ни одной из многочисленных московских мер поддержки бизнеса в условиях пандемии COVID-19. В нашей отрасли таких предпринимателей, по данным Надежды Багрец, практически 90%. «У нас больше сработала только программа льготного кредитования ФОТ 2.0», – говорит Надежда. – «К сожалению, власти к такой мере уже не вернутся. До конца 2021 можно оформить льготное кредитования ФОТ -3.0 под 3%, это возвратный кредит, но с условием отсрочки платежа на полгода. Как полумера, этот кредит позволяет не плодить крупных долгов сейчас, а перераспределить их. Этот финансовый инструмент - небольшое подспорье в сложное время».
В докладе также было сказано, что, когда представителям бизнеса предложили оценить процедуру получения мер господдержки, 40% респондентов назвали процесс сложным или очень сложным. Из них 18% признались, что добиться результатов практически невозможно, а 22% высказали уверенность, что пройти процедуру можно лишь с помощью профессионала.
Государство сделало выводы. Исходя из полученных результатов, было принято решение пересмотреть условия предоставления мер поддержки МСП в сторону упрощения процедур.
Уполномоченный предложил создать сервис с автоматическим подбором мер по ИНН и ОКВЭД, охватывающий все меры поддержки бизнеса, а также распространять больше информации через наиболее авторитетные объединения предпринимателей.
Респонденты указали на важность таких видов льгот, как освобождение от уплаты арендных платежей или субсидии на аренду, предоставление льготных кредитов МСП на пополнение оборотных средств или инвестиционные цели.
Надежда Багрец отметила, что из предприятий нашей отрасли только единицам в этом году удалось получить поддержку. В этом направлении нужно дорабатывать меры поддержки под нас, мы должны сформулировать, что нам нужно и предложить решение.
В докладе приведены результаты мониторинга состояния бизнеса после снятия ограничительных мер. Более половины предпринимателей – 56% - заявили о падении спроса и уровня выручки. 22% респондентов оказались на грани разорения и закрытия предприятия. И только у 12% спрос остался на уровне прошлого года.
Надежда Багрец уточнила: «Падение спроса в нашей отрасли началось уже с 2014 года, а с 2015 г. началась консолидация отрасли. Пандемия усугубила ситуацию. Стукнула сильно по МСП, а часть микропредприятий просто закрылись и перепродались, и процесс этот продолжается. Сокращение идет угрожающими темпами. Наш бизнес очень сложен, на восстановление утраченного потребуются годы. Поэтому мое видение ситуации: нужно объединение для усиления нашей позиции, для сохранения оставшихся и поддержки молодых, вновь открывающихся предприятий, а такие есть. Например, в этом году открылся великолепный цех на Камчатке. Молодая и активная, хрупкая девушка выстроила с нуля цех химчистки в непростых условиях. Это супер! Очень хотелось бы ей помочь. Не говоря уже о стремящихся в наш бизнес. Мы еще очень долго можем сидеть сами по себе, но вместе мы сильнее».