cleanprice
Loading...
Журнал «Все для химчистки и прачечной»
Поиск
Вопросы
Вход
Журнал
Пособия

Торговый дизайн – проектирование, оснащение и сервис для прачечных и химчисток. 30 лет создаем Ваш успешный бизнес!

Журнал
Пособия
Вход
Поиск
Вопросы

Чистка изделий из кожи и овчины с отделкой лица термопечатью. Часть 3

05.06.2023
Чистка изделий из кожи и овчины с отделкой лица термопечатью. Часть 3

Мы продолжаем выкладывать статью Андрея Евгеньевича Артамонова о промышленном производстве и обработке на предприятиях химчистки изделий из кожи и овчины с отделкой методом термопечати. Статья на портале размещается, в четырех частях. Вашему вниманию представляется 3-я часть статьи, посвященная технологии приема и обработки на предприятии химчистки кожаных изделий с термопечатью.

Приём изделий из кожи и овчины в обработку

Замечено, что за последние 10 лет количество сдаваемой одежды из кожи и овчины в химическую чистку неуклонно снижается, а обуви и галантереи повышается. Изделия из кожи и овчины с отделкой лица термопечатью являются крайне непредсказуемыми и проблемными как в обработке, так и в конечной отделке. Несмотря  на этот очевидный факт уже много лет предприятия отрасли наступают на одни и те же «грабли», стараясь практически не обращать особого внимания на принимаемые изделия с отделкой термопечатью, пытаясь максимально снизить уровень финансовых и временных затрат на их чистку и финишные мероприятия. Надо заметить, что некий элемент безалаберности и равнодушия к упоминаемому ассортименту происходит не от спорадического желания  сотрудников химчистки выполнить работу плохо, а от низкого уровня профессионализма, как в практической деятельности, так и в теоретической подготовке. Не стоит сомневаться, что именно грамотная приёмка изделия в обработку определяет успешное выполнение услуги по химической чистке и подкрасу изделия. Приём самых разных изделий из кожи и овчины с отделкой лица термопечатными рисунками тоже имеет много особенностей.  

Упомяну наиболее значимые:

- даже при незначительном сроке эксплуатации термопечатный рисунок на изделиях из кожи и овчины склонен к полному или частичному истиранию, потере насыщенности и появлению микротрещин. Особенно данные дефекты заметны на изделиях в местах наибольшего трения: внутренней стороне рукавов, поясе, клапанах карманов, области петель, нижней и верхней части спинки, а также манжетах и внешней части воротника. При осмотре изделия во время приёма требуется фиксировать данные обнаруженные дефекты в квитанции договоре-подряда в виде фразы: «…на спинке, карманах, манжетах, сгибах рукавов, внешней части воротника и поясе  имеются дефекты эксплуатации – разрушение термопечатного рисунка». В отношении изделий, которые претерпели значительные деструктивные изменения термопечатного рисунка при эксплуатации, необходимо проставлять износ 75%. Недопустимы письменные или устные обещания «сделать вещь как новую», так как на стадии приёма уже ясен истинный характер нарушений термопечатных рисунков, внешний вид которых улучшить невозможно любыми доступными средствами;

- часто в обработку поступают самые разные изделия из кожи и овчины с термопечатью, подвергшиеся в домашних условиях пятновыводке органическими растворителями, моющими средствами и абразивными материалами. После таких «мероприятий» заказчика изделие с термопечатью фактически испорчено и имеет нулевую ценность, так как оригинальное покрытие безвозвратно нарушено, кожевая ткань подверглась деструктивному воздействия кислот, щелочей, растворителей, на ней образовались вытравки, ее гриф изменился – стал жёстким, ломким. В подобных случаях есть только два выхода: не принимать такие вещи в обработку или с оговоркой в квитанции-договоре подряда «изделие не пригодно к эксплуатации до химической чистки, износ 75%»;

- при общении с заказчиком, который сдаёт изделие из кожи или овчины с термопечатным рисунком, категорически  не следует давать волюнтаристских обещаний о полном или частичном сохранении оригинального покрытия на кожевой ткани, т.к. это повлёчет за собой (при неблагоприятном исходе) массу претензий, нареканий в преднамеренном введении  в заблуждение владельца вещи. Особо отмечу, что термопечать на кожевенных полуфабрикатах и дубль-фасе выполняется тремя разными по физико-химическим свойствам композициями, которые имеют разную степень адгезии и сопротивляемость воздействию органических растворителей при химической чистке. Определить  визуально или органолептически, какой именно вид композиций был использован при термопечати – невозможно. По этой причине каждое опрометчивое обещание сотрудника химчистки о том, что термопечатный рисунок не изменит своего внешнего вида после химической чистки, является не только грубой ошибкой, но и потенциальным судебным иском;

- часто заказчики приносят на предприятие химической чистки изделия из кожи или овчины (дубль-фаса) с термопечатью с очень малой степенью износа, но с разными видами загрязнений на поверхности кожевой ткани, например продуктами жизнедеятельности животных и человека (кровь, моча, фекалии, сперма, рвотные массы), пищевого происхождения (молочные продукты, соусы, чай, кофе, газированные напитки), ГСМ (дизельное топливо, бензин), а также дорожной грязи (в результате падения или брызг от проезжающего автомобиля). При сдаче заказчик уверяет, что «…вещь практически новая, только три дня назад купили», и требует от химчистки твёрдых «гарантий о полном удалении всех загрязнений и сохранении оригинального рисунка на коже». Поддаваться на данную провокацию не следует. Изделие оформляется с износом 75% и обязательной формулировкой «возможно неполное удаление загрязнений, изменение внешнего вида термопечатного рисунка, невозможность его восстановления после химчистки»;

- масса проблем при химчистке (и аквачистке) возникает при обработке самых разнообразных изделий из свиного велюра с отделкой лица термопечатными рисунками, т.к. именно этим видом отделки кожевенное предприятие маскирует множественные прижизненные пороки и производственные дефекты (особенно выхваты, подрези и сквозные порезы на свином спилке). Между тем, изделия из свиного велюра с термопечатью, произведенные из кожевенного полуфабриката производства Южная Корея выглядят очень эффектно, пока… не пройдут процесс химической чистки. Именно после химчистки на данной фактуре проявляются дефекты самого разного свойства, полностью изменяющие внешний вид изделия в худшую сторону. По этой причине следует категорически не давать заказчику устных и письменных заверений об удалении множественных загрязнений, специфических пятен, и тем более, сохранении термопечатного рисунка на коже;

- при приёме такого специфического ассортимента, как изделия из кожи с термопечатью, часто сотрудники химчистки наивно уповают на обработку в среде органических растворителей с пониженной моющей способностью и щадящим воздействием на материалы (циклосилоксан D5,  гидрокарбон, дибутоксиметан -Solvon K4® и SENSENE®). Некоторые считают аквачистку панацеей при обработке изделий из кожи и овчины с термопечатью, не смотря на множество побочных проблем (усадка и деформация изделия, ломкий гриф кожевой ткани, матирование лицевой стороны, неполное очищение жиро-масляных загрязнений, свойлачивание и закат волосяного покрова на дубль-фасе, частичное удаление оригинального покрытия). Действительно, при аквачистке термопечатный рисунок имеет все шансы сохраниться, но зачем нужен заказчику сохраненный термопечатный рисунок, если само изделие дало усадку на два размера и стало максимально жёстким?! По всем вышеназванным причинам, даже если на предприятии  имеются машины химчистки, работающие на циклосилоксане D5 и других деликатных растворителях, не следует давать обещаний заказчику о непременном  сохранении термопечатного рисунка, полном удалении всех загрязнений и локализации сильного выгара на кожевой ткани;

Изделие из свиного велюра с отделкой лица термопечатным рисунком с использованием покрывной композиции на основе металлических порошков алюминия и латуни
Изделие из свиного велюра с отделкой лица термопечатным рисунком с использованием покрывной композиции на основе металлических порошков алюминия и латуни

- одной из самых распространённых ошибок при приёме изделий из кожи, имеющих термопечатные рисунки, является полное игнорирование сильного выгара на поверхности кожевой ткани, который следует обязательно  фиксировать в квитанции договоре подряда. Примерно 80 % всех выпускаемых артикулов из кожи с отделкой термопечатью имеют ворсовую поверхность, что связано со спецификой производства низкозачётных кожевенных полуфабрикатов из свиного спилка, нубука, спилка КРС, овечьих и козлиных кож с подшлифовкой лица. Пошитое из вышеперечисленных фактур кожаное изделие чрезвычайно склонно к фотодеструкции несмотря на имеющийся на лицевой стороне термопечатный рисунок. Последний тоже имеет ярко выраженную тенденцию к сильному разрушению от воздействия светопогоды: покрывается микротрещинами, теряет цветовую насыщенность, истирается от трения при эксплуатации. Изделие из овечьей замши с отделкой на бахтарме термопечатным рисунком синего цвета всего за один сезон (3-4 месяца) может почти полностью потерять первоначальный вид, а возвратить ему оптимальные характеристики при подкрасе пистолетом-аэрографом будет крайне трудно. Почему? Потому что термопечатный рисунок (представляющий собой расплавленный микрофрагмент красящей композиции на основе водной дисперсии полимеров) препятствует равномерному распределению и пенетрации (проникновению) любых химматериалов (гидрофобные и жирующие композиции, агенты грифа, металлокомплесные красители) в толщу дермы. Часть красящего рабочего раствора, высаживаемого пистолетом-аэрографом на поверхность кожевой ткани с термопечатным рисунком, остаётся на поверхности и не проникает внутрь дермы, так как этому мешают микрофрагменты оттиска гравированного вала (рис. 5). Именно по этой причине равномерно подкрасить ворсовую поверхность с термопечатным рисунком пистолетом-аэрографом крайне сложно. Обещать заказчику устранить полностью выгар на изделии из ворсовой кожи (нубуке, свином спилке, замше) с термопечатным рисунком при помощи покраса пистолетом-аэрографом – это значит подвергнуть себя потенциальному риску серьёзного конфликта с владельцем данной вещи;

- особую опасность при приёме представляют изделия с термопечатными рисунками на основе водных дисперсий полимеров, восковых и нитроцеллюлозных аппретур с добавлением металлических порошков, имеющих спецэффекты под «золото», «серебро», «бронзу» и т.д. Зачастую заказчики требуют от химчистки дать гарантии сохранения фактуры после химической чистки. Нельзя давать гарантии при приёме изделий с подобным видом термопечати, так как абсолютно любой вид обработки (в органических растворителей и в водных средах ПАВ) может повлечь полное или частичное разрушение оригинального рисунка. Часто адепты аквачистки настойчиво уверяют всех вокруг в том, что обработка в водных средах ПАВ сложного ассортимента из кожи и дубль-фаса с оригинальным покрытием на лицевой части кожевой ткани может происходить в щадящем режиме, без разрушения аппретур и с последующим восстановлением в покрасочной камере. На самом деле при локальной зачистке изделия с термопечатью и последующей обработке в водных средах ПАВ непременно происходит срыв красителя, деструктивное изменение термопечатного оттиска на кожевой ткани, наблюдается неполное удаление загрязнений и последующая усадка вещи. Безусловно, можно провести после аквачистки цикл восстановительных мероприятий: откатку, ВТО, подкрас и глажение на зеркальном прессе, но они лишь частично решат проблему с термопечатным рисунком;

- часто заказчики приносят изделия из кожи и овчины с термопечатным рисунком, бывшие длительное время в эксплуатации и имеющие сильный выгар, для радикальной смены цвета, например, со светло-коричневого на тёмно-коричневый и т.д. В этой нетривиальной ситуации химчистка часто идёт на поводу у заказчика, обещая золотые горы и положительный результат окуночного крашения. Для начала уточню, что красить окуночным методом любые изделия из кожи и дубль-фаса, ранее прошедшие химическую чистку в среде органических растворителей, не рекомендуется по причине сильной усадки и деформации, изменения естественного грифа кожевой ткани, заката и свойлачивания структурированного волосяного покрова на меховом велюре. Ко всему прочему, на изделии из кожи или овчины могут находиться детали из натурального меха (на манжетах, воротнике), которые при окуночном крашении также подвергнутся сильной деформации. Кроме уже вышеназванных последствий окуночного крашения, изделие с термопечатным рисунком подвергнется разрушению оригинального покрытия на лицевой части кожевой ткани, но, в отличие от обычных ворсовых фактур (нубук, велюр, замша),  оно не станет относительно ровным по всей площади. Причина кроется в наличии термопечатного рисунка на кожевой ткани, который оказывает буферное действие на равномерное окрашивание верхнего слоя дермы;

- особо осторожно следует относиться к изделиям с отделкой термопечатью, ранее обработанным на других предприятиях химической чистки. Часто приёмщица может принять подобные изделия, не зафиксировав в квитанции многочисленные изменения кожевой ткани (срыв красителя, миграция жировых пятен, вытравки от воздействия зачистных средств, неравномерный подкрас, разрушение термопечатного рисунка частичное или полное  и т. д.) в результате неграмотной обработки на другом предприятии. В этом случае все недоделки и грехи данного предприятия-конкурента ложатся теперь уже на ваше предприятие, а заказчик будет требовать устранения данных дефектов с тех, с кем он заключил последний договор бытового подряда. Поэтому следует при приёмке данного изделия сделать запись в квитанции: «Изделие прошло химическую чистку на другом предприятии и имеет следующие дефекты на момент приемки: срыв красителя, вытравки, пиллинг, усадку, разрывы, разрушение термопечатного рисунка  и т. д.»  Даже если вы полностью уверены в том, что все дефекты легко устранимы, и изделие получится после цикла мероприятий замечательно, все равно не надо обещать заказчику удовлетворительного результата. Надо сказать заказчику, что ваше предприятие постарается сделать все возможное для восстановления утраченного вида изделия, оговорив при этом будущий цвет (темнее или светлее чем до чистки), гриф (станет жестче или будет прежним), сохранность покрывной композиции или термопечатного рисунка (удалится полностью, будет восстановлено идентично, не будет восстановлено идентично), линейные размеры (даст усадку или сохранит размеры), удаление пятен и загрязнений (удалятся полностью или частично). Таким образом, при разговоре с клиентом необходимо добиться компромисса в плане того, как будет обработано изделие.

Схема пенетрации (проникновения) красящего рабочего раствора в толщу кожевой ткани, имеющей отделку термопечатью
Рисунок №5 Схема пенетрации (проникновения) красящего рабочего раствора в толщу кожевой ткани, имеющей отделку термопечатью. 1- фрагмент кожевой ткани, 2- оттиск термопечатного рисунка с фрагментарным плёнкообразующим покрытием, 3 и 4 – стрелка, указывающая глубину проникновения красящего рабочего раствора в кожевую ткань без оттиска термопечати, 5- струя (факел) пистолета-аэрографа, направленная на кожевую ткань, 6- стрелка, указывающая глубину проникновения красящего раствора с оттиском на кожевой ткани

К вышесказанному я считаю уместным добавить следующее:

Изделия из кожи и дубль-фаса с отделкой термопечатью, в массе своей ворсовые фактуры, несмотря на страну-изготовителя и качество изготовления имеют стойкую тенденцию к пониженной светостойкости и сорбированию загрязнений различного характера. Выгар при носке, наступающий фактически за один сезон, может привести к частичной, а иногда и к полной потере внешнего вида изделия. На манжетах, воротнике, подбортах происходит локальное или полное разрушение термопечатного рисунка из-за влияния пото-жировых отложений. При приеме данного изделия в чистку требуется внимательно осмотреть и обратить особое внимание на следующие дефекты эксплуатации:

 

- выгар на поверхности кожевой ткани изделия в виде локального или сплошного пожелтения;

- пото-жировые наслоения на манжетах, воротнике, подбортах, клапанах и листочках карманов, под которыми могут быть обнаружены разрушения термопечатного рисунка  на кожевой ткани;

- сильные заломы на рукавах и спинке (у курток, пальто), брючинах (на брюках, шортах), линии бедёр (на юбках), на которых могло произойти истирание оттисков термопечатного рисунка  и деформация кожевой ткани;

- закрасы на кожевой ткани средней части полочки (на куртках, пальто, плащах) от ношения сумок;

- специфические пятна от пищи и затёки от напитков агрессивного характера («Кока-кола», «Пепси-кола» и т.п., имеющие рН 4-5), способные на стадии эксплуатации разрушить термопечатный рисунок на кожевой ткани изделия;

- пятна от маркеров, шариковых ручек, косметики, парфюма на кожевой ткани, полное удаление которых на предприятии химической чистки потребует частичного нарушения термопечатного рисунка;

- сильные вытравки от продуктов жизнедеятельности человека (рвотные массы, слюна, пот, моча), которые, попадая на кожевую ткань, вызывают полное или частичное разрушение термопечатного рисунка;

- вытравки от продуктов жизнедеятельности животных (фекалии, слюна, моча и т.д.) не только разрушают термопечатный рисунок, но и могут деструктивно повлиять на структуру кожевой ткани (из-за сильной щелочности), вызвав локальную деформацию, неудаляемую при аквачистке и чистке в среде органических растворителей;

- вытравки и затёки на кожевой ткани в нижней части изделия (подол плаща, юбки, брюк) от влияния антигололедной песко-солевой смеси, которые в дальнейшем, после чистки в среде растворителей, вызовут значительные затруднения при подкрасе;

- ярко выраженный, патогенный запах пота или гари на изделии из кожи (изделие может быть сдано в химчистку для устранения запаха продуктов горения после пожара), который практически невозможно будет удалить в процессе химической чистки;

- механические дефекты на кожевой ткани в виде царапин, задиров и порезов, связанные как с эксплуатацией вещи, так и воздействием на нее животных (собаки, кошки);

- попытки самостоятельной пятновыводки органическими растворителями (нефрас, ацетон и т.д) и стирки изделия из кожи в стиральной машине, в результате чего вещь на момент сдачи в химчистку имеет множество характерных дефектов в виде сильных вытравок, деформации и частичного нарушения термопечатного рисунка.

Продолжение следует...

 

ТФ НИВА - NUOVA MARTINI s.r.l. - Оборудование, химикаты и аксессуары для химчисток и прачечных
контакты компании

Поделиться
  1352
Комментарии
1000
Комментирование доступно после авторизации на сайте
Регистрация
Войти с помощью:
Опрос
 2023-08-17  дата публикации   83  проголосовали Как заполняются договора (квитанции) на оказание услуг в Вашей химчистке-прачечной?
 
Система управления технологическим процессом предприятия Cicada onAir. Для чего она нужна и кому она предназначена. (часть первая)
Система управления технологическим процессом предприятия Cicada onAir. Для чего она нужна и кому она предназначена. (часть первая)
О степени влияния различных факторов на доходность предприятия химчистки и прачечной рассуждает в своей статье Кирилл Большаков.
 
Стирка с озоном. Ответ критикам
Стирка с озоном. Ответ критикам
В последние несколько лет в профессиональных чатах стали чаще появляться дискуссии по проблемам применения озона при стирке и чистке. Кирилл Большаков приводит ответы на наиболее обсуждаемые вопросы скептиков.
 
Глажение прямого белья. Откуда эти желтые пятна?! (расширенный анонс)
Глажение прямого белья. Откуда эти желтые пятна?! (расширенный анонс)

Проблема желтых пятен на текстиле после глажения возникает часто. Предложений от доброхотов, как скрыть пятна, много. А вразумительного ответа, как не допускать пятен, никто не дает. Наталия Михайловна Лонгинова в своей статье разбирается в причинах возникновения пожелтения или желтых пятен на белье и способах борьбы с возникновением данного дефекта.

 
«Главхим» об аквачистке
«Главхим» об аквачистке
О технологии аквачистки на базе импортных препаратов слышно много. Пора дать слово отечественным производителям, которые также имеют свои разработки в этой области. Рассказывает Наталья Котик, руководитель компании «Главхим» из Санкт-Петербурга.
 
Алгоритм выбора прачечного оборудования для бизнеса
Алгоритм выбора прачечного оборудования для бизнеса

Выбор прачечного оборудования является важным шагом при создании или обновлении прачечной. Каковы критерии выбора оборудования и поставщика рассказывает директор компании «Бизнес-Монолит» Михаил Фролов.