Журнал «Все для химчистки и прачечной»
Поиск
Language
Вопросы
Регистрация
Вход
Журнал
Пособия
Журнал
Пособия
Вход
Регистрация
Поиск
Вопросы
Language

Сложные вопросы при оформлении договора (квитанции) на оказание услуги по химической чистке

16.11.2015
Автор статьи: Парфеньев Андрей

Правильное оформление квитанции при приеме заказа является главным приоритетом в работе приёмщика приёмного пункта. При оформлении квитанции приёмщик от имени предприятия подписывает серьёзный юридический документ – ДОГОВОР.

Работая с потребителем, химчистка всегда находится в зоне риска, так как несёт ответственность перед заказчиком за сохранность вещей при оказании услуги. Закон «О защите прав потребителей» требует от исполнителя услуги не допустить ухудшения внешнего вида изделия и сохранить его потребительские свойства. Есть только одно маленькое «но». Нигде в законе не прописано, что исполнитель услуги работает с вещью, которую не он изготовил и не он эксплуатировал, то есть она к нему приходит с множеством недостатков (дефектов) самого разного происхождения, и к этим дефектам исполнитель услуги никакого отношения не имеет. Это и дефекты эксплуатационного характера, влияющие на определение процента износа и, следовательно, остаточной стоимости изделия на момент приёма изделия в обработку; и скрытые производственные дефекты изготовления изделия, сырья и материалов, которые могут привести (и приводят) к ухудшению внешнего вида изделия после обработки, так как становятся явными и значительно ухудшают внешний вид изделия, а иногда, делают его эксплуатацию невозможной.

В нормативных документах, таких как закон «О защите прав потребителей», Гражданский Кодекс РФ, «Правила бытового обслуживания» есть прямые указания на то, что необходимо указывать при оформлении договора на оказание услуги по химической чистке. Для удобства читателя приведу цитаты из этих нормативных документов.

ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (с изменениями на 13 июля 2015 года)

Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя

п. 2. … Цена материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется в договоре о выполнении работы или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 734. Выполнение работы из материала заказчика

Если работа по договору бытового подряда выполняется из материала заказчика, в квитанции или ином документе, выдаваемых подрядчиком заказчику при заключении договора, должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала, определяемая по соглашению сторон. Оценка материала в квитанции или ином аналогичном документе может быть впоследствии оспорена заказчиком в суде.

ПРАВИЛА БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

II. Информация об услугах (работах), порядок приема и оформления заказов на услуги (работы)

п. 4. Договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:
- точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

V. Особенности оказания отдельных видов услуг (выполнения работ)

п. 18. При приеме изделия в химическую чистку в договоре (квитанции, ином документе) указываются наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, не удаляемые при химической чистке, дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и другие).

В этой статье я подробно остановлюсь на двух обязательных при оформлении квитанции реквизитах – волокнистом составе и цене материалов (вещи).

Отсутствие этих обязательных реквизитов в квитанции может привести к тому, что проверяющие органы (Роспотребнадзор, Управление по потребительскому рынку при местной администрации) при проверке могут интерпретировать это как нарушение ст. 14.4. «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований» и ст. 14.8. «Нарушение иных прав потребителей» Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), что ведёт к составлению протокола о нарушении и на предприятие может быть наложен штраф до 30 000 рублей.

Как решить подобную проблему и не стать плательщиком несправедливого штрафа? Давайте разбираться по существу.

Требование указать волокнистый состав при приёме изделия – технически невыполнимая задача, так как приёмщик принимает изделие методом внешнего осмотра (органолептический метод), исключающем применение каких-либо приборов и приспособлений, что соответствует термину «надлежащая приёмка». Установить волокнистый состав можно только при проведении лабораторных исследований с применением поверенных приборов и оборудования и используя утверждённые методики. Лабораторные исследования могут быть проведены только в условиях аккредитованной лаборатории. В настоящее время существует следующие ГОСТы, определяющие условия проведения данных исследований:
- ГОСТ 30387-95. «Полотна и изделия трикотажные. Методы определения вида и массовой доли сырья»;
- ГОСТ ИСО 1833-2001 «Материалы текстильные. Методы количественного химического анализа двухкомпонентных смесей волокон» (часть 1 – 24).

В ближайшее время вступят в силу (станут действующими) принятые ГОСТы:
- ГОСТ Р ИСО 17131-2014 «Кожа. Метод идентификации с помощью микроскопа» (дата начала действия 01.01.2016)
- ГОСТ Р 56561-2015 «Материалы текстильные. Определение состава. Идентификация волокон» (дата начала действия 01.09.2016).

Во всех этих нормативных документах приводятся методики исследования и указывается полный список оборудования и аппаратов, используемых для определения волокнистого состава.

Хочу особо отметить, что этот вид исследования разрушающий. Установить состав ткани можно только воздействием химикатов для проведения качественной реакции.

Переписывать в квитанцию состав ткани с маркировочной ленты – бессмысленное занятие, кто может дать гарантию, что он указан производителем достоверно? Мы с Вами прекрасно знаем какие «ляпы» бывают на маркировке и, в большинстве случаев, маркировка вообще не вызывает доверия (вот только Роспотребнадзор совершенно не хочет выполнять свои функции и контролировать производителей, предпочитая «искать не там, где упало, а там, где светло – под фонарём»). Часто маркировочные ленты потребитель срезает или информация на ленте не поддаётся идентификации (не читаема; частично или полностью уничтожена).

Для того, чтобы защитить себя от несправедливого штрафа рекомендую в квитанции, в разделе «общая информация для потребителя» указывать следующую фразу: «невозможно достоверно определить волокнистый состав изделия при приёме в обработку без лабораторных исследований».

Необходимо помнить, что при приёме изделий из натурального меха, необходимо указывать вид пушнины (норка, кролик, песец, шиншилла и т. д.). Если приёмщик, по каким-либо причинам, не может достоверно определить вид меха, то он должен получить такую информацию от заказчика и отразить в квитанции с пометкой – «со слов заказчика».

С оценкой изделия тоже не всё просто. В судебном процессе истец (заказчик) должен доказать стоимость изделия, представив следующие документы: товарный и кассовый чек. Кассовый чек подтверждает факт оплаты и стоимость изделия, а товарный чек, оформленный по всем правилам, позволяет идентифицировать данное изделие как объект. Естественно, что при сдаче вещей в обработку никаких документов, подтверждающих стоимость вещи, заказчик не предъявляет, то есть требование указать стоимость материала (вещи) возлагается на приемщика, а этого он сделать не может, в силу объективных обстоятельств, и не должен, чтобы не нарушать законы РФ. В частности, требования Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об оценочной деятельности в Россий-ской Федерации", который определяет каким требованиям должен отвечать оценщик – специалист, имеющий право оценить имущество.

При оценке стоимости необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на результат оценки (стоимость вещи):
- наличие явных дефектов материала и изготовления изделия;
- наличие скрытых дефектов материала и изготовления изделия;
- наличие эксплуатационных дефектов изделия (дефектов ношения, хранения, обработки в домашних условиях);
- процент износа изделия от эксплуатационных воздействий;
- процент морального износа изделия;
- аутентичность изделия (изделие изготовлено на официальном заводе-изготовителе, не контрафакт);
- рекомендуемая цена производителя изделия;
- средневзвешенная цена аналогичных изделий на внутреннем рынке.

Согласитесь, что приёмщик предприятия химической чистки не может и не должен обладать такими зна-ниями, это выходит за рамки требований п.1 «Руководство для работников приемных пунктов предприятий химической чистки и крашения». Издание второе переработанное и дополненное. Одобрено ТК 346 "Бытовое обслуживание населения" Росстандарта 28.11.2008 (Обязанности приёмщика).

Отсутствие реквизита «стоимость вещи», как и в случае с «волокнистым составом», может стать причиной для конфликта с проверяющей организацией. Для того, чтобы защитить себя от несправедливого штрафа рекомендую в квитанции, в разделе «общая информация для потребителя» указывать следующую фразу: приёмщица не является субъектом оценочной деятельности в соответствии с положениями ФЗ № 135-ФЗ от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и не может достоверно определить стоимость изделия.


Поделиться
  5561
1000
Опрос
 2018-12-28  дата публикации   108  проголосовали С какой периодичностью производится уборка производственных помещений на вашем предприятии (химчистка, прачечная)?
 
JENSEN ALPHA I5. Обзор гладильных катков с гибкой мульдой
JENSEN ALPHA I5. Обзор гладильных катков с гибкой мульдой
Более 2500 гладильных катков JENSEN ALPHA I5 уже работают в индустриальных прачечных с лучшими на рынке показателями качества и эффективности. Авторы статьи предлагают вам узнать о главных особенностях и возможностях этих агрегатов
 
 
Организация приемки и выдачи ковров в химчистке (анонс)
Организация приемки и выдачи ковров в химчистке (анонс)
Одним из важнейших процессов, точнее одним из самых важных комплексов процессов, является оформление и приём заказа, включающее экспедицию (доставку из приёмного пункта и обратно) ковров. В данной статье мы расскажем Вам об организации приемки и выдачи ковровых изделий на предприятии химчистки.
 
 
JENSEN ALPHA T5: обзор самого быстрого складывателя полотенец на рынке
JENSEN ALPHA T5: обзор самого быстрого складывателя полотенец на рынке
Скоростной складыватель полотенец с автоматической сортировкой JENSEN ALPHA T5 впечатляет высокой производительностью. На сегодняшний день это самый быстрый складыватель на рынке профессионального прачечного оборудования, способный обработать от 500 одинаковых полотенец среднего размера в час. 
 
DOWPER™ SOLVENT - ваш лучший выбор
DOWPER™ SOLVENT - ваш лучший выбор
Автор статьи, Елена Рыбакова, руководитель направления отдела продаж компании ТЕНТОНН, рассказывает, почему растворитель DOWPER™ SOLVENT является лучшим выбором для химической чистки.
 
 
Должны ли химчистки иметь проект выбросов в атмосферу
Должны ли химчистки иметь проект выбросов в атмосферу
Недавно к нам в редакцию обратился читатель с наболевшим вопросом. Министерство природных ресурсов и экологии РФ требует от него сведения об эксплуатируемых источниках выбросов в атмосферный воздух. Читатель спросил, нужно ли им заказывать проект по выбросам в атмосферный воздух, или же есть какой-либо документ, который можно предоставить, или сослаться на действующий ГОСТ? (По мнению читателя, современные машины химчистки иностранного производства выбросов не производят).