Что нам принесут изменения в законе о контрольно-кассовой технике
26.12.2016
В настоящее время подавляющее большинство химчисток и прачечных, которые являются малыми и микро-предприятиями (новое понятие введено для организаций с годовым оборотом менее 120 млн. рублей и численностью сотрудников менее 15 человек) используют при наличных расчетах с клиентами контрольно-кассовую технику или бланки строгой отчетности (БСО). Как правило, наши предприятия применяют упрощенную систему налогообложения и платят единый налог на вмененный доход (ЕНВД), который не зависит от фактического размера денежного оборота и прибыли, а рассчитывается по формулам в соответствии с численностью сотрудников, размера рабочих площадей и т.п.
Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт регламентировались Федеральным законом № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. Бланки строгой отчетности (БСО) применялись в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ № 359 от 06.05.2008г. в соответствии с Законом № 54-ФЗ.
03.07.2016 г. был принят Федеральный закон №290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Этот закон вносит значительные поправки в действующий Закон № 54-ФЗ. Поправки касаются применения контрольно-кассовой техники, в on-line режиме передающей фискальные данные в налоговые органы, форм электронных чеков и БСО, сроков перехода на on-line ККТ, ответственности за нарушение закона. Вместо обещанной поддержки малого бизнеса и снижения пресса контролирующих организаций этот закон влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку на бизнес и дополнительный контроль со стороны налоговых органов, хотя как говорилось ранее при ЕНВД нет необходимости проверять фактическую выручку для начисления налога.
Рассмотрим положения закона, которые касаются нас:
1. Для организаций, оказывающих бытовые услуги населению, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и находящихся на патентной системе налогообложения (ПНС), момент перехода на ККТ on-line или электронные БСО – 01 июля 2018 г. Это определенное послабление по сравнению с торговыми и другими предприятиями, так как для них требования закона вступают в силу с 01 июля 2017 г. (а при постановке на учет новой кассы с 01 февраля 2017 г.).
У наших организаций есть полтора года для выбора оптимальной стратегии, аккумулирования денежных средств и проведения организационных мероприятий.
2. Кто может не применять ККТ on-line и электронные БСО?
Закон позволяет производить расчеты без применения ККТ при осуществлении определенных видов работ, закрепленных в Законе №290-ФЗ.
К ним, в частности, относятся:
- ремонт и окраска обуви;
- изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
- и другие виды деятельности, не относящиеся к нашей сфере.
По закону получается, что часть услуг, оказываемых в мини-домах быта подпадают под закон, а часть – освобождается от его выполнения.
Задача сообщества за оставшиеся 1,5 года внести изменения в Закон №290-ФЗ, расширив перечень работ, которым разрешено не применять ККТ on-line и электронные БСО, включив в него приемные пункты химчисток и прачечных, мелкий ремонт одежды, мини дома быта. Также необходимо полностью освободить организации, уплачивающие ЕНВД или ПСН, как плательщиков налогов, не связанных с фактическим объемом выручки и в целях снижения расходов малого бизнеса.
Кроме того, Закон позволяет производить расчеты без применения ККТ on-line и электронных БСО организациям, особенности местоположения которых не позволяют перейти на новую систему, так как они удалены от сетей связи. Эти территории внесены в специальный перечень субъектов РФ.
3. За нарушение закона ужесточена административная ответственность.
За неприменение ККТ on-line в установленном порядке грозит:
- на должностное лицо: до половины суммы расчета, но не более 10 000 руб.;
- на юридическое лицо: до суммы расчета, но не более 30 000 руб.
При повторном нарушении:
- на должностное лицо: дисквалификация от года до двух лет;
- на юридические лица и предпринимателей: приостановка деятельности до 90 суток (что зачастую может повлечь за собой разорение предприятия).
Кроме того, введены новые меры административной ответственности за нарушения в процессе применения ККТ:
- на должностное лицо: предупреждение или штраф до 3 000 руб.;
- на юридическое лицо: предупреждение или штраф до 10 000 руб.
Меры административной ответственности будут применяться и в случае, если продавец не направил покупателю кассовый чек или БСО в электронном виде или не передал (по требованию) покупателя на бумажном носителе.
Возникает вопрос, будет ли предприниматель нести ответственность за нарушения, возникшие из-за неустойчивости сотовой связи?
4. До настоящего времени наши организации, оказывающие бытовые услуги населению могли не применят ККТ, применять бланки строгой отчетности (БСО) в соответствии с постановлением Правительства РФ № 359 от 06.05.2008 г. Эти БСО содержали все необходимые реквизиты, регламентированные данным постановлением, и были одновременно договором с клиентом на оказание бытовой услуги. Применение БСО снижало издержки на приобретение дорогостоящей кассовой техники и ее обслуживание, что помогало малому бизнесу выживать и приближать свои услуги к клиентам, открывая приемные пункты и мини-дома быта в шаговой доступности.
Новый закон требует формировать бланки строгой отчетности в электронном виде. Для этого каждый приемный пункт необходимо будет оснастить ККТ on-line или автоматизированной системой типа «АГБИС».
5. Новый закон устанавливает дополнительные реквизиты, которые должны быть указаны в кассовом чеке или БСО. Это – система налогообложения организации, сайт контроля за фискальной функцией, абонентский номер покупателя, адрес электронной почты покупателя и др. Теперь покупатель сможет проверить дошли ли фискальные данные о его платеже до налогового органа и помочь проверяющим наказать вас.
Кассовые чеки и БСО должны быть сформированы в бумажном и электронном виде. Кассовый чек или БСО, высланные покупателю, приравниваются к обычному чеку. При расчетах через Интернет продавец должен сформировать кассовый чек или БСО в электронном виде и выслать его покупателю.
6. Законом установлено, что передача фискальных данных в налоговый орган производится в момент расчета с покупателем с помощью ККТ on-line или автоматизированной системы через оператора фискальных данных, получившего специальную лицензию.
Эта система будет работать так: фискальная информация с вашего чека или БСО поступает к вашему оператору фискальных данных и примерно через 2 секунды вы получаете от оператора уникальный номер чека, который вводится в ваш чек или БСО, после этого чек или БСО считается сформированным, и в электронной и (или) бумажной форме передается покупателю. Параллельно оператор фискальных данных формирует информацию для налогового органа.
Возникает вопрос, а что будет при неустойчивой сотовой связи? Да, информация о продажах будет сохраняться на фискальном накопителе и при восстановлении сотовой связи пакетом передаваться оператору. А что будет, если не хватит объема фискального накопителя? Кто будет нести ответственность за то, что мы не сможем сформировать чек для клиента? Кто будет покрывать убытки предприятия, возникшие из-за вынужденного простоя, спровоцированного проблемами сотовых операторов?
7. Итак, чтобы продолжить вашу деятельность вы должны будете сделать единовременные вложения, купив на каждый ваш приемный пункт ККТ on-line стоимостью от 20 000 руб. до 30 000 руб. (дешевые кассы требуют подключения к системному блоку, более дорогие могут работать самостоятельно).
Если вы хотите работать с бланками строгой отчетности – договорами, то вам придется купить специализированное программное обеспечение для автоматизации химчисток и прачечных. Покупка системного блока, принтера и монитора с сенсорным экраном (тач-скрин) обойдется вам от 15000 до 20000 руб. Покупка программного обеспечения для рабочего места приемщицы составляет примерно 11 000 руб. Разработчики программного обеспечения предлагают пакетный продукт, который формируется в зависимости от ваших требований. Предусмотрена и аренда программного продукта с помесячной оплатой и возможностью дальнейшего выкупа, с зачетом уже уплаченных сумм арендной платы.
Кроме этого вам придется ежемесячно нести дополнительные расходы для каждого приемного пункта:
- ежемесячная оплата интернета;
- ежемесячная оплата за обслуживание вашего рабочего места оператором фискальных данных;
- ежемесячная оплата за поддержку программного обеспечения автоматизированной системы.
Определенная проблема может возникнуть при обучении и переобучении персонала.
На низкооплачиваемой должности приемщиц часто работают пожилые люди, пенсионеры. Им бывает трудно преодолеть психологический барьер и научиться работать с автоматизированными системами на компьютере.
Надо конечно сказать и тех плюсах, которые мы получим от введения этой системы:
- не будет необходимости вести кассовых журналов;
- контроль выручки можно будет осуществлять через интернет;
- при использовании автоматизированных систем наши квитанции-договоры будут грамотно заполнены. Ведь одна из причин проигранных дел в судах – слепые, неразборчивые квитанции, заполненные вручную, провоцирующие потребительский рэкет.
Как мы видим, чтобы продолжить работу в соответствии с новым законом понадобятся значительные первоначальные финансовые вложения, дополнительные ежемесячные расходы, которые будут не под силу микро-предприятиям, приемным пунктам, мини- домам быта и приведут к их закрытию.
Мы должны защитить наши предприятия от разорения и внести изменения в принятый закон, расширив список организаций и предпринимателей, освобожденных от обязательства применять ККТ on-line из-за их малой фактической выручки и низкой прибыли. Мы не увеличим объем взимаемых налогов по системе ЕНВД и патентной налоговой системе, а уменьшим их из-за разорения целого слоя предпринимателей – налогоплательщиков.