Журнал «Все для химчистки и прачечной»
Поиск
Language
Вопросы
Регистрация
Вход
Журнал
Пособия
Журнал
Пособия
Вход
Регистрация
Поиск
Вопросы
Language

Мы не боги – мы специалисты

21.12.2016
Автор статьи: Парфеньев Андрей
Эта статья адресуется, по большей части, потребителям услуг химчисток и прачечных. В ней рассматривается такой краеугольный вопрос, как "что стоит ожидать и на что надеяться не стоит при обращении за оказанием услуги на предприятие профессиональной химической чистки или стирки".

У химчистки есть две основные задачи:
- не испортить вещь заказчика (не ухудшить состояние изделия по сравнению с тем, каким оно принесено заказчиком в приёмный пункт);
- максимально полно устранить загрязнения с изделия.

Именно такой порядок приоритетов – не испортить и хорошо почистить. Исходя из очерёдности задач специалисты химчистки выбирают технологию и режим обработки для каждой вещи индивидуально. Для устранения недопонимания между заказчиком и химчисткой рассмотрим некоторые основные положения, так как часто именно из-за разницы в толковании этих положений возникает непонимание, которое может перерасти в конфликт.

Чистое и новое – это, как говориться, «две большие разницы». Если потребитель надеется, что после обработки вещь будет «как из магазина», то он или надеется на чудо или не учитывает основного свойства вещи, присущее всему в этом мире – всё стареет и изнашивается. Его Величество «ИЗНОС» оставляет следы на всём, к чему прикоснётся. Стареть и изнашиваться вещь начинает не тогда, когда потребитель её носит, а гораздо раньше: ткани натуральные, смесовые и синтетические начинают отсчёт износа с момента окончания финишной отделки на ткацкой фабрике; натуральные меха, замша и кожа с момента окончания отделочных операций по их облагораживанию; полимерные плёночные покрытия и отделки – с момента полимеризации материала; материалы с клеевыми композициями (флизелин, дублерин и прочая, прочая, прочая…) – с момента нанесения на полотно клеевого состава.
«Как же так, я её одевала всего 2 раза (носила только 1 месяц в году)? Откуда мог взяться такой износ?». Ответ очень прост – вещь изнашивается не только в период активной эксплуатации (ношение и чистка или стирка), но и в период пассивной эксплуатации – хранения. Какие же факторы влияют на образование износа, когда изделие хранится?
  1. Основным фактором, вызывающим изнашивание (снижение прочности волокон и ослабление связи материала с красителем) является кислород. Кислород окисляет молекулы материалов и красителей и постепенно разрушает их.
  2. Не менее значимым является наличие в воздухе влаги. Избыточная влажность и наличие на поверхности вещей бактерий и микроорганизмов приводят к ускорению процессов окисления и возникновения всяческих бактериальных поражений (плесень, гниение), которые разрушают вещи. Высокая влажность повышает риск поражения изделий молью, так как личинки моли не могут пить и получают необходимую воду из влаги, содержащейся в волокне.
  3. Температура хранения так же является значимым фактором, влияющим на усиления износа. Так как температура и влажность напрямую влияют на возможность бактериального поражения вещей, то изделия из биологических материалов, не подвергшихся глубокой переработке (натуральная кожа и замша, натуральный мех), должны храниться в специальных условиях – промышленные холодильные камеры, поддерживающие стабильную температуру (от +8 до +10°С) и влажность (40-65%).
  4. Воздействие на материалы инсоляции (солнечных УФ-лучей) также значительно усиливает износ материалов, а красители подвергаются деструкции (выгор).
При ношении изделия подвержены, прежде всего, механическим нагрузкам, которые по своей интенсивности гораздо более значительны, чем при нагрузках, возникающих в машине химической чистки, стиральной или сушильной машине. Да и время обработки в профессиональных машинах – десятки минут (максимум 1,5-2 часа), несопоставимо мало, по сравнению, со временем ношения – дни, недели и месяцы. К сожалению, в последнее время, производители изделий всё меньше и меньше внимания уделяют устойчивости тканей и отделок к механическим воздействиям при эксплуатации изделия. Так, в качестве примера, можно привести пресловутую «лазерную отделку», используемую для декорирования замшевых вещей и дублёнок. Мало того, что вместо фольгированной термопечати используется клеевой метод крепления металлизированной полимерной плёнки, которая в разы менее устойчива к механическому воздействию, так и сам клеевой метод крепления, в отличие от термофиксации, не может обеспечить достаточный уровень адгезии декоративного материала к кожевой ткани.

Устойчивость современных синтетических плащевых тканей к истиранию значительно меньше, чем у смесовых плащевых тканей, использовавшихся еще 10-15 лет назад. При значительном истирании с поверхности нитей удаляется краситель (при большом увеличении (120-200 крат) нитка имеет белый цвет или белёсо-прозрачный вид. Под общим загрязнением и при значительных местных засалах такая вытертость будет практически незаметна, но после обработки (чистка или стирка) проявится во всей красе. На полушерстяных и смесовых тканях (лён и хлопок в смеси с синтетическими) вытертость проявляется не только в виде белёсости, но и в виде истончения ткани, а иногда в виде провала ткани (дыра). Это обусловлено тем, что загрязнения скрепляют разрушенные (истёртые) волокна, а после устранения загрязнений частицы волокон вымываются и изменения структуры и фактуры ткани могут быть очень значительными.

Вытертость и износ материалов при эксплуатации – естественный процесс старения всех материалов, ничто на этой планете со временем не становится новее и прочнее. Срок эксплуатации очень сильно зависит и от интенсивности механического воздействия на материал, и от условий эксплуатации (ткань портьер на окнах с южной стороны значительно быстрее стареет от воздействия солнечного света, в сравнении с северной стороной), и от правильности ухода за изделием (посушив натуральную шубу рядом с батареей её можно «износить» (уничтожить) за считанные часы. Только грамотный подход к эксплуатации и уходу за вещами позволяет максимально долго сохранять внешний вид вещи и её потребительские свойства.

Отдельный разговор об обработке в домашних условиях. Если на одежду попало какое-либо загрязнение и образовалось пятно, самое главное не закрепить его на ткани. «Я же ничего не делал! Только солью посыпал (водой замыл; протёр одеколоном, уксусом или водкой; прогладил утюгом через фильтровальную бумагу и т.д.) как рекомендовали в журнале или на форуме!», «Пятна свежие! Ещё и 2-3 месяцев не прошло!» - такие фразы специалисты химчистки слышат каждый день. Все манипуляции с пятном, перечисленные выше, как раз и приводят к закреплению загрязнений на волокне, а уж время делает своё дело по закреплению пятен лучше всех. Закреплённые и застаревшие пятна очень трудно, а порой и невозможно удалить, так как для их устранения потребуется применение таких агрессивных препаратов и сильного механического воздействия, что очень велик риск нарушить структуру переплетения нитей, сорвать (натир) или обесцветить (вытравка) краситель, повредить плёночное покрытие.

Именно исходя из первой задачи «не испортить вещь заказчика» специалисты химчистки честно предупреждают потребителя – мы не волшебники, мы не всесильны. Так в квитанции появляются предупреждения «Возможно не полное устранение пятен» или «Устранение пятен по возможности», которые предупреждают заказчика, что специалисты химчистки предвидят очень значительные риски при пятновыводке (возможность повреждения красителя или ткани), поэтому не следует ожидать после обработки чуда.

Аналогичные предупреждения о возможности проявления скрытых производственных дефектов материалов или изготовления изделия, так же появляются не на пустом месте и не из-за перестраховки химчистки, а отражают опыт обработки изделий самого разного ассортимента и самых разных производителей – от артели «Напрасный труд» (всякие «Версаче» и «Эскада» из подвала), изделий «прет-а-порте́» (модели готовой одежды, поставляемые крупными модельерами в массовое производство) и до настоящих изделий «от-кутюр» (изделия высокой моды, высокого качества – практически, произведения искусства). Стоит внимательно прислушиваться к предупреждению специалистов, чтобы ожидаемый и реальный результаты чистки не отличались как день и ночь и не вгоняли в депрессию при получении вещи после обработки.

В финале статьи хочу дать несколько советов, которые позволят получить Вам услугу более высокого качества:
- не храните изделия в грязном виде. После завершения сезона обязательно подготовьте их к длительному хранению – почистите и отремонтируйте. Придерживайтесь правила: сезонную вещь чистят минимум 2 раза в сезон – первый раз в середине сезона, а второй раз в конце сезона;
- не позволяйте пятнам прочно закрепляться на ткани. При условии, что Вы самостоятельно не предпринимали попыток выведения пятен и ничего с ними не делали, пятна могут находиться на ткани до обработки не более: жировые – 7 дней; жировые окрашенные (помада, паста для шариковых ручек и т.п.) – 24 часа; пищевой белок (молоко, майонез и т.п.) – 3-4 дня; кровь – 1-2 дня; танинные (чай, кофе, вино, сок, трава) – 1-2 дня. Затем пятна переходят в разряд застарелых и, следовательно, трудновыводимых;
- постарайтесь не спарывать маркировочные ленты, на которых указан волокнистый состав вещи и инструкция (символы) по уходу за изделием. Информация на этих лентах поможет специалистам правильно подобрать способ обработки вашей вещи;
- если имеются дыры или разрушился шов, то перед обработкой желательно закрепить ткань простыми ручными стежками, чтобы после обработки произвести качественный ремонт и не допустить при чистке увеличения дыр и разрывов.
 
В данной статье я постарался объяснить, почему химчистка иногда не может «спасти» Ваше любимое пальто, и какие факторы Вам следует учитывать, если вы хотите, чтобы вещи служили Вам долгие годы. А вот о том, что химчистка действительно может, расскажу в следующий раз.
 

Поделиться
  1964
1000
Опрос
 2018-11-12  дата публикации   53  проголосовали Имеется ли на Вашем предприятии внутренняя технологическая документация (технологические карты)?
 
Технолог в прачечной. Как прачечной сделать рывок вперед?  (анонс)
Технолог в прачечной. Как прачечной сделать рывок вперед? (анонс)
Может ли один грамотный технолог изменить работу прачечного производства? Один – нет, в команде с руководством прачечной – да. В качестве примера качественного рывка, которого можно добиться на предприятии химчистки-прачечной, автор статьи приводит один из своих последних проектов, изменивший в итоге направление развития и его профессиональной карьеры.
 
Оборудуем ковровый цех  (анонс)
Оборудуем ковровый цех (анонс)
Предприниматели, планируя начать бизнес по чистке ковров, сталкиваются с неизменным вопросом – какой стартовый комплект оборудования следует приобрести? Очевидно, что полноценная полуавтоматическая ковромоечная линия способна дать оптимальное соотношение по стоимости обработки, производительности и качеству. Однако она не решает всего разнообразия задач.  В данной статье мы и рассмотрим различные варианты оснащения коврового цеха, сравнивая их в контексте технологии и производительности.
 
5 мифов о биочистке
5 мифов о биочистке
Компания «Лавантель» опровергает мифы об общей низкой эффективности биочистки и готова гарантировать отличные свойства биобальзамов своей торговой марки.
 
 
Правильная жизнь одежды
Правильная жизнь одежды
Компания Electrolux в июле 2017 года провела исследование, в ходе которого более 4000 человек по всей Европе рассказали, как они используют одежду и как заботятся о ней. Владимир Агибалов, менеджер по работе с ключевыми клиентами Electrolux Laundry Professional, представляет результаты опроса.
 
Чистка и реставрация обуви на предприятии химчистки
Чистка и реставрация обуви на предприятии химчистки
Тема профессиональной чистки и реставрации обуви сейчас активно изучается химчистками как один из вариантов расширения спектра услуг, предоставляемых клиентам. Что представляет из себя сервис по чистке обуви, мы решили рассказать на примере работы белорусской химчистки «Лючия-Итальянка». Мы побеседовали с ее директором и главным технологом Еленой Всеволодовной Никольской.
 

Акции и новинки Акции и новинки
Самара Торгмаш, ООО
hot
Машины сухой химической чистки Firbimatic
Загрузка от 10 до 80 кг
Перхлор, KWL, Sensene
цена договорная
СИКМО, завод
Серия PLEX® профессиональных препаратов для прачечной
цена договорная
Профф Лайн
hot
KIEHL и ELECTROLUX дарят прачечное оборудование
Программа CleanPro 100% - дарим оборудование myPRO при покупке моющих Arenas Wash
цена 140000 руб.
Проктер энд Гэмбл
hot
Система стирки Ariel Professional System
цена договорная
Бурнус РУС, ООО
Все для экономически выгодной стирки! BurnusHychem GMBH!
цена договорная
Авангард, группа компаний
Стиральная машина AWG1212/PRO
цена договорная
ТЕКСКЕПРО
hot
Armstrong 890 - 1/2"
цена 8933.485 руб.
ТЕНТОНН
Перхлорэтилен DOWPER™ Solvent
цена договорная
Агбис, компания
new
Чистомат
Автоматический приемный пункт химчистки
цена договорная
Electrolux Professional
Комплект оборудования для аквачистки LAGOON, Wetcleaning by Electrolux
цена договорная