cleanprice
Loading...
Журнал «Все для химчистки и прачечной»
Поиск
Language
Вопросы
Регистрация
Вход
Журнал
Пособия
Журнал
Пособия
Вход
Регистрация
Поиск
Вопросы
Language

Мы не боги – мы специалисты

21.12.2016
Автор статьи: Парфеньев Андрей
Эта статья адресуется, по большей части, потребителям услуг химчисток и прачечных. В ней рассматривается такой краеугольный вопрос, как "что стоит ожидать и на что надеяться не стоит при обращении за оказанием услуги на предприятие профессиональной химической чистки или стирки".

У химчистки есть две основные задачи:
- не испортить вещь заказчика (не ухудшить состояние изделия по сравнению с тем, каким оно принесено заказчиком в приёмный пункт);
- максимально полно устранить загрязнения с изделия.

Именно такой порядок приоритетов – не испортить и хорошо почистить. Исходя из очерёдности задач специалисты химчистки выбирают технологию и режим обработки для каждой вещи индивидуально. Для устранения недопонимания между заказчиком и химчисткой рассмотрим некоторые основные положения, так как часто именно из-за разницы в толковании этих положений возникает непонимание, которое может перерасти в конфликт.

Чистое и новое – это, как говориться, «две большие разницы». Если потребитель надеется, что после обработки вещь будет «как из магазина», то он или надеется на чудо или не учитывает основного свойства вещи, присущее всему в этом мире – всё стареет и изнашивается. Его Величество «ИЗНОС» оставляет следы на всём, к чему прикоснётся. Стареть и изнашиваться вещь начинает не тогда, когда потребитель её носит, а гораздо раньше: ткани натуральные, смесовые и синтетические начинают отсчёт износа с момента окончания финишной отделки на ткацкой фабрике; натуральные меха, замша и кожа с момента окончания отделочных операций по их облагораживанию; полимерные плёночные покрытия и отделки – с момента полимеризации материала; материалы с клеевыми композициями (флизелин, дублерин и прочая, прочая, прочая…) – с момента нанесения на полотно клеевого состава.
«Как же так, я её одевала всего 2 раза (носила только 1 месяц в году)? Откуда мог взяться такой износ?». Ответ очень прост – вещь изнашивается не только в период активной эксплуатации (ношение и чистка или стирка), но и в период пассивной эксплуатации – хранения. Какие же факторы влияют на образование износа, когда изделие хранится?
  1. Основным фактором, вызывающим изнашивание (снижение прочности волокон и ослабление связи материала с красителем) является кислород. Кислород окисляет молекулы материалов и красителей и постепенно разрушает их.
  2. Не менее значимым является наличие в воздухе влаги. Избыточная влажность и наличие на поверхности вещей бактерий и микроорганизмов приводят к ускорению процессов окисления и возникновения всяческих бактериальных поражений (плесень, гниение), которые разрушают вещи. Высокая влажность повышает риск поражения изделий молью, так как личинки моли не могут пить и получают необходимую воду из влаги, содержащейся в волокне.
  3. Температура хранения так же является значимым фактором, влияющим на усиления износа. Так как температура и влажность напрямую влияют на возможность бактериального поражения вещей, то изделия из биологических материалов, не подвергшихся глубокой переработке (натуральная кожа и замша, натуральный мех), должны храниться в специальных условиях – промышленные холодильные камеры, поддерживающие стабильную температуру (от +8 до +10°С) и влажность (40-65%).
  4. Воздействие на материалы инсоляции (солнечных УФ-лучей) также значительно усиливает износ материалов, а красители подвергаются деструкции (выгор).
При ношении изделия подвержены, прежде всего, механическим нагрузкам, которые по своей интенсивности гораздо более значительны, чем при нагрузках, возникающих в машине химической чистки, стиральной или сушильной машине. Да и время обработки в профессиональных машинах – десятки минут (максимум 1,5-2 часа), несопоставимо мало, по сравнению, со временем ношения – дни, недели и месяцы. К сожалению, в последнее время, производители изделий всё меньше и меньше внимания уделяют устойчивости тканей и отделок к механическим воздействиям при эксплуатации изделия. Так, в качестве примера, можно привести пресловутую «лазерную отделку», используемую для декорирования замшевых вещей и дублёнок. Мало того, что вместо фольгированной термопечати используется клеевой метод крепления металлизированной полимерной плёнки, которая в разы менее устойчива к механическому воздействию, так и сам клеевой метод крепления, в отличие от термофиксации, не может обеспечить достаточный уровень адгезии декоративного материала к кожевой ткани.

Устойчивость современных синтетических плащевых тканей к истиранию значительно меньше, чем у смесовых плащевых тканей, использовавшихся еще 10-15 лет назад. При значительном истирании с поверхности нитей удаляется краситель (при большом увеличении (120-200 крат) нитка имеет белый цвет или белёсо-прозрачный вид. Под общим загрязнением и при значительных местных засалах такая вытертость будет практически незаметна, но после обработки (чистка или стирка) проявится во всей красе. На полушерстяных и смесовых тканях (лён и хлопок в смеси с синтетическими) вытертость проявляется не только в виде белёсости, но и в виде истончения ткани, а иногда в виде провала ткани (дыра). Это обусловлено тем, что загрязнения скрепляют разрушенные (истёртые) волокна, а после устранения загрязнений частицы волокон вымываются и изменения структуры и фактуры ткани могут быть очень значительными.

Вытертость и износ материалов при эксплуатации – естественный процесс старения всех материалов, ничто на этой планете со временем не становится новее и прочнее. Срок эксплуатации очень сильно зависит и от интенсивности механического воздействия на материал, и от условий эксплуатации (ткань портьер на окнах с южной стороны значительно быстрее стареет от воздействия солнечного света, в сравнении с северной стороной), и от правильности ухода за изделием (посушив натуральную шубу рядом с батареей её можно «износить» (уничтожить) за считанные часы. Только грамотный подход к эксплуатации и уходу за вещами позволяет максимально долго сохранять внешний вид вещи и её потребительские свойства.

Отдельный разговор об обработке в домашних условиях. Если на одежду попало какое-либо загрязнение и образовалось пятно, самое главное не закрепить его на ткани. «Я же ничего не делал! Только солью посыпал (водой замыл; протёр одеколоном, уксусом или водкой; прогладил утюгом через фильтровальную бумагу и т.д.) как рекомендовали в журнале или на форуме!», «Пятна свежие! Ещё и 2-3 месяцев не прошло!» - такие фразы специалисты химчистки слышат каждый день. Все манипуляции с пятном, перечисленные выше, как раз и приводят к закреплению загрязнений на волокне, а уж время делает своё дело по закреплению пятен лучше всех. Закреплённые и застаревшие пятна очень трудно, а порой и невозможно удалить, так как для их устранения потребуется применение таких агрессивных препаратов и сильного механического воздействия, что очень велик риск нарушить структуру переплетения нитей, сорвать (натир) или обесцветить (вытравка) краситель, повредить плёночное покрытие.

Именно исходя из первой задачи «не испортить вещь заказчика» специалисты химчистки честно предупреждают потребителя – мы не волшебники, мы не всесильны. Так в квитанции появляются предупреждения «Возможно не полное устранение пятен» или «Устранение пятен по возможности», которые предупреждают заказчика, что специалисты химчистки предвидят очень значительные риски при пятновыводке (возможность повреждения красителя или ткани), поэтому не следует ожидать после обработки чуда.

Аналогичные предупреждения о возможности проявления скрытых производственных дефектов материалов или изготовления изделия, так же появляются не на пустом месте и не из-за перестраховки химчистки, а отражают опыт обработки изделий самого разного ассортимента и самых разных производителей – от артели «Напрасный труд» (всякие «Версаче» и «Эскада» из подвала), изделий «прет-а-порте́» (модели готовой одежды, поставляемые крупными модельерами в массовое производство) и до настоящих изделий «от-кутюр» (изделия высокой моды, высокого качества – практически, произведения искусства). Стоит внимательно прислушиваться к предупреждению специалистов, чтобы ожидаемый и реальный результаты чистки не отличались как день и ночь и не вгоняли в депрессию при получении вещи после обработки.

В финале статьи хочу дать несколько советов, которые позволят получить Вам услугу более высокого качества:
- не храните изделия в грязном виде. После завершения сезона обязательно подготовьте их к длительному хранению – почистите и отремонтируйте. Придерживайтесь правила: сезонную вещь чистят минимум 2 раза в сезон – первый раз в середине сезона, а второй раз в конце сезона;
- не позволяйте пятнам прочно закрепляться на ткани. При условии, что Вы самостоятельно не предпринимали попыток выведения пятен и ничего с ними не делали, пятна могут находиться на ткани до обработки не более: жировые – 7 дней; жировые окрашенные (помада, паста для шариковых ручек и т.п.) – 24 часа; пищевой белок (молоко, майонез и т.п.) – 3-4 дня; кровь – 1-2 дня; танинные (чай, кофе, вино, сок, трава) – 1-2 дня. Затем пятна переходят в разряд застарелых и, следовательно, трудновыводимых;
- постарайтесь не спарывать маркировочные ленты, на которых указан волокнистый состав вещи и инструкция (символы) по уходу за изделием. Информация на этих лентах поможет специалистам правильно подобрать способ обработки вашей вещи;
- если имеются дыры или разрушился шов, то перед обработкой желательно закрепить ткань простыми ручными стежками, чтобы после обработки произвести качественный ремонт и не допустить при чистке увеличения дыр и разрывов.
 
В данной статье я постарался объяснить, почему химчистка иногда не может «спасти» Ваше любимое пальто, и какие факторы Вам следует учитывать, если вы хотите, чтобы вещи служили Вам долгие годы. А вот о том, что химчистка действительно может, расскажу в следующий раз.
 

Поделиться
  2405
1000
Войти с помощью:
Опрос
 2019-09-04  дата публикации   13  проголосовали Является ли для Вашего предприятия рекуперация (повторное использование) тепла стоков значимым и экономически оправданным процессом?
 
Как вы обслуживаете и ремонтируете оборудование в Вашей химчистке и прачечной? Результаты опроса
Как вы обслуживаете и ремонтируете оборудование в Вашей химчистке и прачечной? Результаты опроса
Редакция журнала «Все для химчистки и прачечной» подвела итоги опроса посетителей сайта www.cleanprice.ru о ремонте и обслуживании оборудования в их химчистке или прачечной. Результаты опроса комментируют эксперты.
 
Пуско-наладка прачечного оборудования своими руками?
Пуско-наладка прачечного оборудования своими руками?
Следующий шаг после покупки нового прачечного оборудования – грамотное выполнение пуско-наладочных работ. Для проведения таких работ требуются специалисты особой квалификации, однако многие клиенты пытаются настроить оборудование самостоятельно. О том, к чему это может привести, а также о порядке выполнения монтажа рассказывает Заместитель Генерального директора – начальник инженерного центра Вяземского машиностроительного завода В.А. Голубев.
 
Белье мое: смесовое белье в отеле
Белье мое: смесовое белье в отеле
Как у медали бывает две стороны, так и практически у любой вещи имеются положительные и отрицательные качества и свойства. В этот раз мы поговорим о применении различных тканей для прямого постельного белья сферы гостеприимства. Надеемся, что статья будет полезна профессионалам отрасли, в силу жизненных обстоятельств не имеющим специальных знаний в товароведении и материаловедении.
 
 
Чистка текстильных изделий с отделкой глиттерными композициями (анонс)
Чистка текстильных изделий с отделкой глиттерными композициями (анонс)
В последние два года российские химчистки переживают невиданный бум по приёму в обработку изделий с лицевым покрытием на основе металлических и полиэфирных порошков. О том, что представляют собой изделия с лицевым покрытием ткани на основе глиттеров, а также способах их обработать в различных средах рассказывает данная статья. 
 
Чистомат вместо приемного пункта
Чистомат вместо приемного пункта
Отказ от ручного труда – общемировая тенденция. С некоторых пор и такой этап как приемка и выдача вещей в химчистках и прачечных стало возможно производить без прямого контакта с приемщиком. Подробности мы решили узнать у разработчика «ЧИСТОМАТОВ» – «Компании Агбис» – и их непосредственных операторов – представителей российских химчисток.