Как рассказал председатель комитета по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга Максим Афанасьев, сейчас в столице Среднего Урала работает около 5,6 тысячи объектов бытового обслуживания. За 13 лет служба быта Екатеринбурга выросла в 4,5 раза. Среди сегментов по количеству предприятий лидирует индустрия красоты — парикмахерские, салоны красоты, солярии. Значительную долю составляют ателье, предприятия по ремонту обуви, фитнес-центры и ломбарды.
— За последние три года ломбарды очень прибавили. За 2016 год объём оказанных ими услуг увеличился на 10 процентов. Из-за высоких требований на рынке кредитования горожане не могут часто обращаться в банки, поэтому ломбард становится выходом, если необходимо срочно занять небольшую сумму, — пояснил Максим Афанасьев.
По другим видам услуг в 2016 году наблюдался спад. Больше всего пострадали конторы по ремонту помещений, организации праздников и оздоровительных услуг. Среди социально значимых услуг — объём оказанных услуг ателье и мастерских по ремонту обуви снизился на 10 процентов, объём услуг парикмахерских, химчисток и прачечных — до 20 процентов.
— Это напрямую связано со снижением покупательской способности населения. Мы надеемся, доходы наших горожан стабилизируются, и их поведение как потребителей изменится. Но даже если горожане продолжат экономить, объём услуг в химчистках и прачечных может вырасти — купить новую шубу дороже, чем принести на чистку или реставрацию, — рассказал директор сети химчисток «Мистер Ландри» Иван Булгаков.
Похожая тенденция уже наблюдается на предприятиях, специализирующихся на ремонте сложной бытовой техники. Как отметили в администрации Екатеринбурга, жители города стали реже покупать новую технику и чаще ремонтировать ту, что была ранее в эксплуатации. Поэтому объём оказанных услуг в этом сегменте в 2016 году сохранился на уровне 2015 года.
Ещё одна тенденция на рынке бытовых услуг связана с уходом предприятий сферы бытовых услуг в торговые центры — их в Екатеринбурге 39. Как заявили в мэрии, есть договорённости с управляющими ТЦ, чтобы на территории каждого были представлены не менее 15 видов бытовых услуг. Сейчас в торговых центрах наиболее распространены ателье, ремонт обуви, активно открываются фитнес-клубы. Кроме того, на территории города работает 49 торговых комплексов, большинство из которых специализированные — там обычно предоставляются услуги определённого профиля: например, расположены офисы фирм по установке пластиковых окон или мастерские по заточке инструментов.
— С 2014 года развитие рынка бытовых услуг из-за экономической ситуации в стране просело, но сейчас доходы горожан постепенно стабилизируются. Поэтому на 2017 год мы прогнозируем улучшение покупательской способности населения и более активные темпы развития рынка бытовых услуг, — подытожил Максим Афанасьев.