С 26 сентября банки могут блокировать счета компаний и карты физлиц, если заподозрят, что мошенники пытаются похитить деньги. Такое право банкирам дал Федеральный закон от 27.06.2018 № 167-ФЗ.
Из-за чего банк приостановит платеж
Новые правила о блокировке счетов и карт распространяются как на платежи организаций, так и предпринимателей и обычных физлиц.
Банк России опубликовал разъяснение, в котором перечислил признаки операций, являющиеся для банка подозрительными.
Как ясно из публикации, всего таких признака три. Первый - это если получатель перевода занесен в базу ЦБ и связан со случаями мошенничества и попытками хищений.
Второй признак - это фактически тоже самое, что и первый, только тут речь идет о параметрах устройства, которое используется для совершения перевода. Иными словами, если с помощью этого устройства ранее уже была совершена попытка хищения и эти данные занесены в базу ЦБ, то операция сразу заблокируется, соответственно заблокируется и карта.
Третий признак - "несоответствие характера, объема, а также параметров совершаемых транзакций операциям, которые обычно проводит клиент". Этот признак как раз и пугает держателей карт. Дело в том, что банкам предписано обращать внимание на время и место осуществления операции для данного устройства. Пользователя опасаются. Вдруг зайдешь в мобильный банк не днем, как обычно, а ночью, а система посчитает это подозрительным и заблокирует карту. Операция может также рассматриваться как потенциально несанкционированная, если обычной деятельности клиента не соответствуют ее сумма и периодичность.
Впрочем, в Банке России говорят, что эти признаки уже применялись банками и до этого и кредитные учреждения накопили достаточный опыт для того, чтобы не создавать неудобств клиентам.
Если банк посчитает, что деньги списывают без согласия клиента, сам счет или карту не заблокируют. Банк приостановит сам сомнительный платеж и удаленный доступ к счету. Например, к системе «Клиент-банк», интернет и мобильному банку. Клиент не сможет провести никакие онлайн-операции, пока не подтвердит платеж. Но сам счет будет доступен через операционную кассу банка или банкомат.
На какой срок банк приостановит операции
Максимальный срок приостановки операции и доступа к электронным средствам платежа – два рабочих дня. Банк обязан в течение этого срока связаться с владельцем счета – организацией или физлицом и убедиться, что операцию совершает сам клиент. Банк уведомляет клиента о блокировке операции способом, который стороны установили и в договоре. Как правило, банки прописывают почтовый адрес, e-mail клиента, а также номер мобильного телефона. Если в течение двух дней клиент молчит, то банк вынужден будет исполнить распоряжение