В Москве заработал сервис проката мужских рубашек. Он работает по аналогии с другими шеринговыми компаниями. Создатели сервиса убеждены, что аренда обойдется дешевле, чем уход за собственными рубашками и покупка новых.
«Каждый день носил рубашки и понимал, что это стирка, глажка, их надо покупать, их надо обслуживать, химчистить, все это превращалось в головную боль, особенно если у тебя мало времени», – рассказал основатель проекта Александр Глухов, объясняя, как у него родилась идея для необычного сервиса.
В настоящий момент компания предлагает два пакета аренды: на одну или на четыре недели. В пакет входит три или пять рубашек на неделю. Стоимость пакета начинается от 2000 рублей. Пять рубашек на неделю обойдутся в 3,5 тыс. руб.
Впрочем, взять на прокат в Москве можно практически что угодно. В столице работают сервисы по прокату платьев, детских игрушек и многого другого.
Компании по аренде вещей открываются вопреки нестабильности рынка. Они подхватывают волну популярности и придумывают все новые и новые сервисы. На самом деле они очень часто оказываются не выгодны ни владельцам, ни покупателям, считает доцент Департамента прикладной экономики факультета экономических наук Высшей школы экономики Генрих Пеникас: «В каждой отдельно взятой такой операции закладывается огромная маржа, которая должна покрывать существенные периоды простоя. Но когда этими услугами пользуются в 100 раз меньше чем возможность использования, то на самом деле компании недополучают существенно. А с другой стороны, многие риски, которые вы, к сожалению, можете видеть, тоже идут в расход. Так что это получается на текущий момент некий популярный тренд.
Тем не менее, новый сервис по шерингу рубашек планирует выйти на полную самоокупаемость уже через полгода. Одна из создателей компании — Юлия Медведева — рассказала, что они рассчитывают на миллениалов, которые готовы к экспериментам и все меньше привязаны к вещам. «Мир меняется, и сейчас у так называемого поколения Z совсем другое мышление: мы хотим получать больше впечатлений. Так, например, ездить на разных машинах, жить в разных квартирах, то же самое с одеждой — носить много разной одежды, нежели чем привязываться к одному и тому же. Если говорить конкретно о шеринге одежды, то у меня есть возможность каждую неделю абсолютно менять свой гардероб, носить новое. И это мне будет стоить меньше, чем содержать один свой гардероб, приобретенный один раз», — пояснила Медведева.
Одна из главных проблем шеринга одежды — стереотип о том, что носить чужие вещи не гигиенично. Впрочем, представители сервиса аренды рубашек подчеркивают: их продукция проходит тщательную химчистку после каждого владельца. Да и людей, готовых на эксперименты, становится все больше, рассказала студентка Мария Макарова, которая регулярно покупает одежду в секонд-хендах.
«Мама мне внушала с детства, что пользоваться чужими вещами — это нехорошо. Например, у меня никогда не было в детстве традиции обмениваться вещами с друзьями. И я, если честно, даже брезговала, мне кажется. А потом с возрастом я поняла, что все вещи дезинфицируются. Даже если что-то там когда-то было, просто никаких следов не остается, это во-первых. А во-вторых, вещи, которые мы покупаем в магазинах, ведь их тоже кто угодно мерит, и здесь нет никакой разницы, сколько вещь была в обращении. Главное, что ты начинаешь считать ее своей».
В 2017 году международная компания CBRE опросила 13 тыс. потребителей в Азии, Европе, Северной и Южной Америке. Исследование показало, что половина жителей Великобритании предпочитает не покупать вещь, а брать ее напрокат. В России таких исследований не проводили, но тенденция очевидна: в Москве работают почти 500 секонд-хендов, что говорит о востребованности шеринга.