В Петербурге, в век стиральных машин в каждой квартире, становятся популярными прачечные самообслуживания.
«Почти 15 лет назад мы начинали как прачечные при студгородках. В начале 2000–х я узнал, что такие же есть в европейских общежитиях, а наши студенты в то время в тазиках стирали», — вспоминает Давид Папаскири, один из основателей сети прачечных самообслуживания Prachka.Com. В этой сфере спрос обогнал предложение: прачечными стали интересоваться не только студенты, но и «люди с улицы». В результате - 37 точек в Петербурге, собственные и открытые по франшизе прачечные по всей России.
«Для меня самого было неясно, для чего россиянам нужны прачечные — такие, как в голливудских фильмах. У нас другой уклад, другой менталитет. Но оказалось, что это прибыльное дело», — продолжает Давид Папаскири.
По подсчетам владельца прачечных, новая точка окупается за 3–4 года. «Многие привыкли к тому, что бизнес должен быть «быстрым» — окупаться за год. Но в соседних с Петербургом странах Европы владельцы подобных сетей могут ждать и по 8–10 лет», — делится наблюдениями владелец сети.
Он признается, что в кризисные годы поток клиентов не стал меньше. Наоборот, в прачечные самообслуживания перетек более обеспеченный сегмент рынка — те, кто раньше ходил в более дорогие химчистки. С 2014 года уменьшились лишь темп продажи франшиз и количество новых открытых точек: 80% инвестиций уходило на оборудование, которое закупается в еврозоне.
«Недостатка в клиентах нет. Прачечные самообслуживания популярны среди холостяков, пенсионеров, зарубежных гостей — наплыв был, например, этим летом во время чемпионата мира по футболу, ведь в Латинской Америке и Европе привыкли к такому формату. А сейчас у нас сезон пуховиков — в день стираем по несколько сотен. Люди поняли, что могут ухаживать за верхней одеждой у нас за 400 рублей, а не в химчистке за 1500 рублей», — объясняет Давид Папаскири.