Петростат сообщил, что за январь–декабрь 2018 года жители Петербурга потратили на химчистки и крашение, а также услуги прачечных порядка 362 млн рублей, что на 3% больше год к году.
Восстановление рынка услуг прачечных подтверждают и его участники. Так, в сети химчисток Clean Expert отмечают, что число заказов на услугу «индивидуальная стирка белья» выросло на 30% по итогам прошлого года. «Люди стали считать деньги и ценить вещи, поэтому начали сдавать дорогие вещи в химчистку и окрас», — поясняет владелец компании Андрей Журавлев. По его словам, петербуржцы все больше узнают об услугах химчистки и стирки и вводят их в свой привычный жизненный график.
С ним согласны и в сетевых прачечных. «Клиенты стали более выборочно использовать услуги и больше считать деньги. Например, выросло число клиентов, которые приходят утром, поскольку в это время мы предлагаем скидку», — делится наблюдениями руководитель отдела маркетинга сетей Prachka.com и «Белье мое» Константин Ледков. Он отмечает, что число клиентов выросло, но вместе с тем уменьшился средний чек.
«В целом люди стали более бережно относиться к вещам, особенно к дорогим, например, пуховикам, — продолжает Ледков. — Наблюдается рост заинтересованности и в услуге чистки обуви, которую мы ввели 2 года назад». По его словам, в среднем компания открывает в Петербурге и Ленинградской области две–три прачечные в год. В России по франшизе (под брендами Prachka.com, «Чистофф») ежегодно открывается пять–шесть прачечных.
В сети химчисток Apetta подчеркивают, что, несмотря на сложный год, сумели обеспечить прирост заказов, в том числе за счет новых клиентов. «Несмотря на снижение реальных доходов населения, за счет достаточно стабильного спроса на услуги химчистки и стирки и частично за счет появления новых услуг рынок дал небольшой плюс», — рассуждает руководитель отдела маркетинга компании Энже Бадретдинова. Осенью прошлого года компания также расширила перечень услуг, добавив чистку обуви и сумок. Это позволило привлечь и новых клиентов, например, молодежь, которая активно сдает в чистку кроссовки.
«С одной стороны, мы видим падение покупательной способности населения, с другой — имеем рост выручки по сравнению с 2017 годом в связи с открытием новых химчисток», — говорит гендиректор сети «Пингвин» Станислав Сапожников.
Относительно нового года игроки рынка настроены по–разному.
«В 2019 году мы ожидаем стагнацию рынка бытовых услуг, поскольку исчерпан потенциал естественного роста в кризисный период. Но мы планируем рост выручки компании, связанный с открытием новых химчисток», — делится Станислав Сапожников. «Рынок будет расти, несомненно, услуга востребована», — считает Константин Ледков. В свою очередь, Андрей Журавлев отмечает, что предыдущий год прошел в рабочем стабильном режиме по плану с небольшим ростом, но всегда хочется большего.
По данным Ассоциации химчисток и прачечных Петербурга, в городе работает более 140 предприятий. Среди крупных сетей — Apetta (31 химчистка, данные сайта компании), Prachka.com (31 точка), Clean Expert (38 пунктов), «БиоЛайф–Экспресс» (28). У сети «Белье мое» есть шесть прачечных, а у сети «Пингвин» — 12 собственных химчисток.