Долгое время сегмент химчисток, равно как и прачечных, был явным аутсайдером рынка бытовых услуг Украины. Устаревшие технологии чистки одежды со сложным загрязнением не пережили рыночных условий: кому хочется получить обратно дорогую носильную вещь (например, дубленку), «севшую» на размер или перекошенную, с разной длины рукавами, тем более в условиях нищих 1990-х годов. Тем не менее, с приходом современных западных технологий рынок химчисток ожил и все громче стал заявлять о себе.
Химчистка возрождается не только с новым, обычно рекламируемым как «немецкое», качеством, но и с новым спектром услуг, где предлагается эффективная современная чистка мягкой мебели – диванов, пуфов, кресел и остальных предметов гарнитура, которые сложно отмыть самостоятельно, например, без экстракторной машины, когда они «засаливаются» от времени или страдают от более серьезного загрязняющего воздействия.
Повторяющиеся с пугающей периодичностью и постоянством экономические кризисы, сотрясающие Украину, с одной стороны, должны способствовать стремлению населения чистить и ухаживать за уже имеющейся одеждой и мягкой мебелью, экономя на покупке новой, но с другой – становятся препятствием для малого и среднего бизнеса, который и мог бы осваивать эту нишу. Вот некоторые цифры и факты, характеризующие состояние отрасли химчисток:
- годовой объем рынка не превышает 40-50 миллионов гривен (100-130 млн. рублей. В целом, рынок бытовых услуг в Украине оценивается в рамках 5 – 5,2 миллиарда рублей)
- по оценкам экспертов Программы развития ООН, сделанным в 2015 году, для открытия небольшой химчистки или прачечной на Украине требуется около 3 000 USD, без учета расходов на помещение и орграсходов. То есть, речь идет о закупке оборудования. Однако, взять банковский кредит даже на такую небольшую (с точки зрения бизнеса) сумму сегодня крайне сложно. Банки сегодня возвращаются на рынок кредитования разве что в потребительской сфере
- рентабельность бизнеса химчистки оценивается в 5-10%
- одна химчистка в Украине приходится примерно на 15 000 горожан, а в небольших провинциальных городах – и вовсе на 45-50 тысяч населения
То есть, простор для развития рынка химчисток есть, и потенциальный спрос на него выглядит обширным. Проблема заключается в инертности банкиров, которые после 2014-2015 крайне неохотно что-либо кредитуют. А также - в плохой репутации химчисток времен СССР, когда люди просто боятся получить свои вещи назад безнадежно испорченными. Однако, потенциальная емкость рынка при соответствующем PR‑сопровождении должны сделать этот сегмент бытовых услуг привлекательным.
Источник: http://sd.net.ua/2019/09/12/bez-pyaten-i-pyli-rynok-himchistok-ukrainy-v-2019.html