В Тобольске продолжается строительство завода по производству малеинового ангидрида (МАН). Это соединение, которое применяют в производстве моющих средств, пленок, топливных компонентов и масел, синтетических волокон, лаков и красок. В России его пока не выпускают. Завод в Тобольске станет первым.
Самая важная часть будущего завода - блок синтеза - отвечает за реакцию окисления бутана. Его разрабатывали в немецком Деггендорфе. 600 тонн веса, 9 метров в диаметре и 7 с половиной в высоту. В Сибирь его доставка заняла 3 месяца — по Северному морскому пути до ямальского порта Сабетта, затем по Оби и Иртышу до Тобольска.
Но доставить груз в тобольский порт — полдела, нужно еще перевезти на строительную площадку. Чтобы поднять такую махину, из Казахстана доставили специальный кран и самоходные модульные транспортеры.
80 процентов оборудования нового завода — отечественного производства. Немецкий блок синтеза — исключение. В России такие не выпускают, так как производства малеинового ангидрида пока нет.
Строительство планируется завершить в 2021 году. Ежегодное потребление МАН в России составляет 6 тысяч тонн. Весь объем импортируется. Мощность производства МАН в Тобольске составит 45 тысяч тонн в год. Эти объемы позволят не только обеспечить потребности внутри страны, но и развивать несырьевой экспорт за счет поставок МАН в страны Европы и Турцию.