В недавней статье, опубликованной в The Globe and Mail канадским независимым бизнес-репортером Крисом Хэннеем, представлены несколько историй о местных химчистках с акцентом на то, как первый год пандемии повлиял на их бизнес.
Когда год назад началась пандемия был один предмет домашнего обихода, который все привозили на чистку в массовом порядке. «У нас невероятное количество одеял», - говорила Шелли Клер, владелица Orr Cleaners в Лондоне, Онтарио. К несчастью, их клиенты не привозили больше ничего.
Год периодических локдаунов канадцы сидели дома вдали от офисов, ресторанов, свадеб и общественных мероприятий. Без необходимости наряжаться, многие отказались от своих обычных походов в химчистку, в результате чего те вынуждены были бороться с двузначным падением доходов. Государственная поддержка на данный момент предотвратила некоторые закрытия, но без возврата к допандемическим нормам жизни многие не уверены, как долго они смогут продержаться.
Еще в марте 2020 года, когда впервые начались локдауны, химчистки были среди предприятий, которым разрешалось оставаться открытыми. Согласно письму премьер-министра Джастина Трюдо в отраслевую ассоциацию, они были по всей стране признаны необходимыми из-за услуг, которые оказывали работникам экстренных служб, чтобы те могли оставаться «чистыми, защищенными и безопасными».
Шелдон Фишман, владелец компании Fishman's Personal Care Cleaners в Калгари, сказал, что спрос в его девяти химчистках резко упал, когда канадцам впервые было предложено оставаться дома. Выручка снизилась с 20 000 долларов в день до «почти нуля», что вынудило его сократить штат с 55 до трех. Только заказы от городских полицейских и пожарных поддерживали бизнес на плаву. «Это были наши единственные источники дохода», - сказал он.
Владелица химчистки, г-жа Клер рассказала, что в апреле ее доход упал на 80%. Ей пришлось уволить почти весь свой штат из 21 сотрудника, оставив по одному человеку на каждое из трех ее подразделений. «У меня не было достаточно заказов, чтобы задействовать весь мой персонал, поэтому мне пришлось оставить двух человек», - сказала она. «Одна девушка занималась прессовкой, а другая - стиркой. Я сама занялась химчисткой».
Когда весна сменилась летом, и ограничения начали ослабевать, некоторые уволенные работники были приглашены обратно на сокращенный рабочий день, поскольку клиенты начали возвращаться. Мохамуд Рахим, владеющий химчисткой Busy Bee Gold в Ванкувере, сказал, что когда его клиенты вернулись, объем сдаваемой в чистку одежды оказался меньше, чем раньше. Например, по его словам, многие профессионалы, работающие на видеозвонках, теперь просят почистить только верхние предметы одежды. «У нас есть преданные клиенты, но многие работают из дома, и единственное, что им нужно во время звонков в Zoom, - это их рубашка или блузка», - сказал г-н Рахим.
Некоторые химчистки опробовали новые услуги, например, увеличили возможности доставки и самовывоза. Г-н Рахим сказал, что добился успеха благодаря тому, что его команда портных шила тканевые маски, чтобы бесплатно раздавать их клиентам. Трехслойные тканевые маски можно использовать повторно, это способствует заботе об окружающей среде, и они вносят свой вклад в здоровье населения. «Мы думаем, что чем больше масок мы даем, тем в большей безопасности будут люди и тем быстрее мы преодолеем критическую фазу ситуации с COVID», - сказал г-н Рахим.
Но многие химчистки и прачечные, вероятно, не пройдут критическую фазу. Сидней Челски, исполнительный директор Canadian Fabricare Association, сказал, что предприниматели - члены ассоциации - потеряли от 60 до 80 процентов своей выручки за последний год, и, по его оценкам, около трети компаний в этом секторе закрылись. Федеральные программы поддержки, такие как субсидии на заработную плату и аренду, помогли справиться с самыми большими расходами, но не полностью компенсируют резкое падение доходов.
Он также сказал, что решение правительства в первые дни пандемии сделать химчистку необходимой услугой оказалось палкой о двух концах: предприятия могли оставаться открытыми, но никто из клиентов не приходил. А химчистки в Онтарио из-за этого не смогли получить субсидию для пострадавшего бизнеса в размере до 20 000 долларов. «Было бы лучше, если бы мы закрылись», - заявил г-н Челски.
Как и многие владельцы малого бизнеса, г-жа Клер сказала, что она бы уже закрылась, если бы не поддержка правительства. И, по ее словам, она беспокоится о том, что может случиться, если помощь закончится до того, как ее бизнес вернется в нормальное русло. Когда-то Orr Cleaners управлялась ее бабушкой, потом ее матерью, а затем и ею. «Я надеюсь, что я не из тех, кто потеряет бизнес в третьем поколении», - сказала она.