
Как и многие другие компании, пострадавшие от недавней волны пандемии коронавируса в Европе, химчистка «Стомерий Зейрек» из Нидерландов также страдает от мер, связанных с COVID19. Однако они не сдаются и стараются сделать все возможное вместе с семьей.
В материале, опубликованном Голландской торговой палатой, представлена история этого семейного бизнеса с акцентом на коронавирусные проблемы, с которыми сталкивается весь розничный сектор химчистки.
«Мы все еще существуем», - улыбается Бетул Зейрек. - Рестораны и отели все еще закрыты, но мы работаем.” Прошедший год был тяжелым для семьи Зейреков. Семья взяла в свои руки химчистку 17 лет назад и расширила бизнес до 2 цехов, десятков пунктов приема и 14 сотрудников. Из-за закрытия предприятий общественного питания год назад огромная часть их годового оборота была потеряна. «И со всеми людьми, которые теперь работают из дома, мы больше не получаем костюмы и рубашки. Некоторые клиенты привозили их еженедельно. И, конечно, больше нет вечеринок и свадеб, поэтому нет свадебных платьев и другой одежды для торжественных случаев».

День и ночь
«Тот факт, что компания все еще работает, объясняется семьей, - говорит Зейрек. - В ней наша сила. Потому что все готовы вкладывать в компанию все и днем, и ночью». Например, семья начала искать дополнительные заказы. «Мы обратились к нашим оставшимся клиентам за дополнительными поручениями. И мы расширили нашу рабочую зону. В настоящее время мои родители ездят 4 раза в неделю по маршруту: в Эде, Амерсфорт, Ньювегейн и Вейк-бий-Дуурстеде, чтобы забрать у портных изделия для обработки паром. Это позволяет нам немного компенсировать то, что мы потеряли у других клиентов».
От частного до служебного автомобиля
«Кроме того, были созданы дополнительные складские пункты для сбора заказов. Мы все собираем сами, так что нам не нужно использовать дополнительного водителя. В октябре родители обменяли свой личный автомобиль на служебный. Это было кисло, но это была серьезная экономия.
И если раньше мы нанимали кого-то на обработку дополнительных заказов, то теперь мы делаем больше с теми же людьми. Мы будем рады нанять представителя для более крупных клиентов. Но он должен иметь служебную машину, телефон и ноутбук, а это сейчас невозможно. Вот почему мой отец теперь чаще посещает компанию».

Только полные машины
Чтобы сэкономить, семья решила, посоветовавшись с персоналом, сократить рабочее время. Начинали с 5 дней в неделю, теперь машины работают только в течение 3 дней. «Мы экономим пар, чтобы работать только с полной загрузкой».
Чтобы получить немного больше финансовых возможностей, семья Зейреков обратилась в банк за кредитом, но там им не помогли. «Банк не считал наш бизнес жизнеспособным, в то время как у нас был самый высокий оборот за несколько месяцев до коронавирусного кризиса. Они посоветовали нам продать машины. Но это все равно, что с автомобилем: они очень дорогие пока новые, но за подержанные уже много не платят».
Зейреки не рассматривали возможность заимствования денег другими способами. «Мы сделаем все возможное, чтобы не останавливаться. Пока мы можем платить персоналу, мы будем продолжать».