25.05.2021

Ученые разрабатывают белье для астронавтов

костюм жидкостного охлаждения и вентиляции

Астронавты на МКС держат свои руки и тела в чистоте с помощью чистящих растворов, не требующих смывания, а для головы используют сухие шампуни, как сообщает LiveScience. Но для стирки одежды, включая нижнее белье, потребовалось бы слишком много воды, и, по данным НАСА, это просто невозможно. Кроме того, на МКС недостаточно места, чтобы упаковать свежую смену одежды астронавтов на каждый день их миссии.

Когда дело доходит до грязного нижнего белья, астронавты не могут позволить себе роскошь быть брезгливыми и носят белье дольше обычных сроков. Американский астронавт Дон Петтит признавался, что, находясь на МКС, менял нижнее белье раз в три-четыре дня. Когда же японский астронавт Коити Ваката в 2009 году испытал в космосе устойчивые к бактериям покрытия нижнего белья, он носил одну пару около месяца. После чего, как сообщалось, Ваката не заметил резкого запаха.

Когда одежда становится слишком грязной или начинает пахнуть, ее либо возвращают на Землю в виде мусора, либо упаковывают в капсулу, которая затем выбрасывается в космос и сгорает в атмосфере Земли.

Есть еще отдельный вид плотно прилегающего к телу нижнего белья, которое полагается надевать под скафандр, по время выхода в открытый космос. Оно называется «костюм жидкостного охлаждения и вентиляции» (Liquid Cooling and Ventilation Garment, LCVG). LCVG помогает сохранять тело в прохладе во время экстремальных физических нагрузок, связанных с работой в открытом космосе. LCVG представляет собой сетчатый комбинезон из трикотажного полотна, пронизанный сетью тонких эластичных трубочек, по которым циркулирует вода (под него еще надевается подгузник для взрослых – на случай, если потребуется облегчиться во время многочасового выхода в космос).

работа в открытом космосе

Постоянный доступ к свежевыстиранному LCVG на МКС невозможен, но технические специалисты предпринимают шаги по улучшению антимикробных свойств материалов LCVG, чтобы дольше сохранять эти общие для астронавтов предметы одежды чистыми и свежими.

С этой целью специалисты сотрудничают с Венской текстильной лабораторией - частной биотехнологической компанией в Австрии, которая производит тканевые красители из бактерий. Соединения, вырабатываемые этими бактериями, могут сделать текстильные волокна более устойчивыми к определенным типам микробов.

Ученые проверят эффективность антимикробных свойств новых тканей, подвергая их воздействию пота, лунной пыли и радиации, чтобы исследовать условия, которые могут ускорить старение и ухудшение качества ткани в космосе.