Компании по прокату вещей отмечают резкое падение спроса на вечерние наряды. Началось это еще до прошлогодних локдаунов, и с отменой ковидных ограничений восстановление рынка не произошло. Эксперты связывают это с ростом онлайн-продаж недорогой одежды.
Ранее колебания спроса на прокатные платья были сезонными, связанными с новогодними праздниками, выпускными и свадьбами. Но в 2020 году спрос был очень низким уже с января и после снятия карантина так и не вернулся к прежним показателям. Общее число сделок по прокату вечерних платьев за год снизилось в пять раз.
Такая ситуация объясняется не только пандемией, но и быстрым ростом продаж одежды через маркетплейсы. Те, кто раньше из соображений экономии брали платья напрокат, теперь покупают наряды на Aliexpress. По данным «Тинькофф Оплаты», за 2020 год средний чек покупателя на этой площадке вырос вдвое, причем 40 процентов оборота пришлось на дорогостоящие товары (от 10 до 100 тысяч рублей), в число которых входят и вечерние платья.
«Говоря о состоянии рынка, можно сказать, что пациент скорее мертв, чем жив. У россиян падают доходы, и они идут за низкими ценами на Aliexpress», - рассказала владелец прокатного сервиса Dressrent Наталья Ионова. - «Владельцы некоторых прокатов вслед за потребителями стали делать закупки на том же маркетплейсе, что позволило удешевить услугу, но сильно сказалось на качестве платьев. Такие вещи сдают в аренду пару раз и выбрасывают: они не могут выдержать и одной химчистки. На мой взгляд, это извращает концепцию проката платьев».
Сооснователь сервиса аренды вещей Next2U Екатерина Крайванова добавила, что покупка "одноразовой" одежды прежде всего неэкологична: не все понимают, что безобидные товары из ткани на 40 процентов состоят из нефти, а используемые при производстве красители - одни из главных загрязнителей пресных водоемов. Идея аренды платьев на один выход - вопрос не столько экономии, сколько бережного отношения к окружающей среде. Пока, к сожалению, потребителя интересует только аспект меньших трат.