Замглавы Минэкономразвития Алексей Херсонцев 13 января направил в профильные ведомства письмо с информацией о том, что МЭР поддерживает инициативу Росприроднадзора отменить лицензирование деятельности по транспортировке отходов 1–4 классов опасности. Первыми новость об этом сообщили «Известия».
Минприроды обещали изучить вопрос. На одной чаше весов снижение издержек СМП, на другой – вероятность попадания опасных веществ в окружающую среду. Не исключено, что в случае одобрения меры профильными ведомствами ее направят в виде законопроекта в Госдуму.
Вместо обязательного лицензирования может быть введен уведомительный принцип для компаний, которые вывозят отходы, говорится в письме Минэкономразвития. Бизнес будет направлять информацию в Росприроднадзор об имеющихся парках автомобилей и объемах транспортировки.
Освобождение от лицензирования очевидно вызовет рост числа игроков на рынке, в том числе появление недобросовестных компаний, готовых нарушать нормы экологической безопасности или вывозить отходы в неположенные места. Без проработки дополнительных мер контроля это повысит вероятность попадания опасных веществ в окружающую среду.
К 1–4-м классам опасности относятся отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, которые присутствуют в различных отходах производства. Речь идет о содержащих ртуть изделиях, аккумуляторах, отработанных маслах и продуктах нефтепереработки, пластиковых и резиновых товарах. Для работников химчисток вывоз шлама – тема актуальная. Упрощение его вывоза с предприятия поддержат все предприниматели. Но хотелось бы быть уверенными, что его отвезут в правильное место и утилизируют без ущерба для окружающей среды. К сожалению, на сегодняшний день у участников рынка сложилось мнение, что ни текущие меры контроля, ни лицензирование не решают проблемы защиты окружающей среды от действий недобросовестных перевозчиков.
В Российском союзе промышленников и предпринимателей «Известиям» подтвердили, что механизм лицензирования давно нуждается в существенной модернизации, при этом главенствующим принципом должна выступать не запретительная, ограничительная составляющая, а экономическая заинтересованность лица в соблюдении цивилизованного, установленного порядка обращения с отходами.