Интервью с генеральным директором «О–три» Надеждой Багрец.
Редакция журнала встретилась с победителем конкурса «Знатоки химчистки 2013» Надеждой Багрец после церемонии награждения, чтобы обсудить итоги конкурса и узнать, чем живет и радует клиентов химчистка «О-три» сегодня. Для знакомства с дружным коллективом химчистки нас пригласили в приемный пункт, расположенный в жилом комплексе «Триумф Палас» в Чапаевском переулке.
Редакция (Р): Почему для себя Вы выбрали такую «сложную» область, как химчистка?
Надежда Багрец (НБ): Во-первых, не боюсь сложностей. Во-вторых, как потребитель столкнулась с дисбалансом «цена-качество» в этой сфере, а в-третьих, случайно попала в 2009 году на конференцию, где узнала о проблемах отрасли и поняла, что ситуацию нужно и можно исправить. Решив, что «поле не вспахано», я взялась за работу.
Р: Ваша химчистка предлагает клиентам такую уникальную для российского рынка услугу, как озонирование. В чем ее особенности?
НБ: При озонировании, в отличие от хлорирования, протекают такие реакции окисления, как, например, с фенолом и его производными, которые приводят к раскрытию ароматического кольца и получению нетоксичных конечных продуктов. Эти продукты легко удаляются с помощью фильтрации, в результате устраняется мутность, цветность, достигается полная очистка.
Озон впервые стали использовать в санитарии как средство для обеззараживания воды. На сегодняшний день данная технология процветает в Японии. В России ВНИИ Дезинфектологии Минздрава РФ выдано свидетельство № 0039-98/21 о государственной регистрации озона в концентрации 2–4 мг/м3 как дезинфекционного средства.
Р: Как, на Ваш взгляд, должна быть организована система обучения для отрасли химчистки в России: в профильных учебных заведениях или наставничеством на рабочем месте?
НБ: Знания должны «добываться», тогда и персонал ими будет дорожить и оценивать по достоинству. Я сторонник обучения без отрыва от производства. Это может быть очное обучение по базовой госпрограмме, могут быть вебинары, консультации по Skype, вопросы-ответы, но обязательно вместе с практической работой каждый день. По-другому в нашем деле нельзя. Чтобы вырастить хорошего технолога, надо как минимум 10 лет. Технолог с «корочкой» без практики – «ноль», технолог с огромным опытом, но без базовых знаний – тоже «ноль». Поэтому хороших технологов – единицы, и они действительно очень дорого стоят. Для маленьких компаний хороший технолог недосягаем, поэтому растим своих. В этом есть свои плюсы и минусы. Пока вижу больше плюсов.
Р: Считаете ли Вы другие химчистки своими конкурентами? Интересно ли Вам обмениваться опытом, участвовать в «клубе по интересам»?
НБ: Мы бизнесом занимаемся, и поэтому все остальные химчистки для нас конкуренты, но «на то и щука, чтоб карась не дремал». С большим удовольствием мы готовы обмениваться опытом, к примеру, базой «проблемных» клиентов, участвовать в разных мероприятиях, однако я сомневаюсь, что мы интересны со своими проблемами крупным химчисткам.
Р: Как Вы считаете, надо ли просвещать потребителя, объяснять ему особенности чистки одежды и ограничения по чистке его вещей, наложенные производителем?
НБ: Обязательно! Периодически работаю на приемных пунктах вместе с приемщиками или вместо секретаря объясняю по телефону особенности чистки в разных средах. Задаю клиентам наводящие вопросы по характеру загрязнений. Объясняю, почему могут быть проблемы с той или иной вещью. Всегда стараюсь грамотно ответить на все вопросы. Таким образом, заставляю всех: и приемщиков, и аппаратчиков, и технологов работать с клиентами. В этом наш особенный подход.
Р: Были ли среди конкурсных вопросов «спорные»? Наше предложение высказать свою, отличную от судейской, позицию на страницах журнала почему-то никто не поддержал.
НБ: Конечно, были «спорные» вопросы. К сожалению, на сегодняшний день много нормативной документации по стирке, в которых определения и понятия не сформулированы точно и не объединены одним требованием. К примеру, касательно вопроса 10 первого тура: ГОСТ 25652-83 определяет температуры глажения – хлопок не выше 200 °С, лен не выше 200 °С, капрон не выше 110 °С; мы писали, согласно пособию А.А. Парфеньева для пятновыводчиков (стр. 17) – хлопок 180-200 °С, лен 190–210 °С, капрон 80–150 °С. У вас в ответах напечатан третий вариант. Я верю, но откуда?
Р: Вы лично отвечали на вопросы или вместе с коллективом? Это уже Ваш второй конкурс, что дальше?
НБ: На вопросы первого конкурса в 2011 году отвечали всем коллективом, второй конкурс – исключительно мой, хотя по ответам дискутировали все. Мы доказали, что мы не выскочки. Мы трудимся упорно, каждый день, а иногда и ночь. Мы можем, и другие компании могут не хуже. Нужно только хотеть и стараться, не только ради себя, но и во благо отрасли. Мы уже сами готовы выделить деньги на следующий iPhone, только бы это нужное и полезное мероприятие продлилось.