Исследователи из Южного федерального университета совместно с лабораторией умной одежды Центра НТИ «Бионическая инженерия в медицине» Самарского государственного медицинского университета разработали «умную» одежду, способную фиксировать биометрические параметры своего владельца. Данная технология может быть полезной в таких сферах, как спорт, восстановление здоровья, игровая индустрия и подготовка космонавтов. О проекте рассказал профессор и главный научный сотрудник лаборатории «Нейроэлектроника и мемристивные наноматериалы» ЮФУ Виктор Казанцев на круглом столе, который прошёл 26 сентября в рамках форума «Микроэлектроника».
Основная идея инновационного текстиля заключается в возможности преобразования одежды в инструмент для получения биометрической информации. В некоторых случаях планируется использование электроники для воздействия на различные функции человека в определенных точках тела. Это включает как информационные стимулы, так и различные виды воздействия, такие как электрические и магнитные импульсы. Информация, собираемая этой одеждой о состоянии организма, аккумулируется в специальной базе данных. Для анализа физиологического состояния и определения активности мышц применяется искусственный интеллект. Полученные данные могут быть отправлены на компьютер, смартфон или другое подходящее устройство. Несмотря на наличие электроники, такие вещи можно стирать.
В текущем предсерийном варианте элементы одежды (майка и штаны) оснащены восемью датчиками электромиографии, которые позволяют отслеживать мышечную активность. Электроды выполнены из мягкой проводящей резины, что делает легким их интегрирование в ткань.
Разработанная учеными «умная» одежда может найти применение не только в спорте и фитнесе, но также в реабилитации. Она может использоваться как для мониторинга восстановления мышц пациентов, так и для их стимуляции. Технологии также перспективны в специализированных областях, таких как подготовка космонавтов и их восстановление после космических полетов. Также авторы разработки рассматривают возможность комбинированного использования электромиографии и датчиков положения конечностей для создания копирующего управления и «ощущения» виртуальных аватаров в компьютерных играх.
Источник: Научная Россия