Редакция журнала «Все для химчистки и прачечной» провела опрос посетителей сайта www.cleanprice.ru. Вопрос звучал так: «Как на вашем предприятии решается вопрос с квалификацией работников?». При подведении итогов опроса, голоса распределились следующим образом:
- 12% респондентов ответили: «Принимаем на работу только специалистов, имеющих необходимые навыки и образование»,
- 19% опрошенных ответили: «Направляем своих работников на специальные курсы и семинары для получения профильных знаний по специальности»,
- 42% ответили: «Проводим обучение на производстве собственными силами с присвоением разряда»,
- 26% выбрали ответ: «Современное оборудование, пакет программ и хорошо отлаженный технологический процесс позволяют использовать работников с минимальной степенью подготовки (только инструктаж)».
Результаты опроса комментирует Елена Петровна Левина, директор Учебного центра «Диана»:
"К сожалению, у нас складывается впечатление, что большинство химчисток на рынке идет путем инвестиций в оборудование, а не в знания персонала. И это очень плохо для потребителя, так как даже самая продвинутая машина в руках невежи превращается, в лучшем случае, в инструмент для порчи любимых клиентом вещей, а в худшем – становится угрозой безопасности окружающих.
Принимать на работу в химчистку персонал с положительным опытом работы – желание понятное для руководителей, однако на текущий момент практически не выполнимое. Специалистов в «свободном плавании» вы не встретите. Нам в учебный центр звонят с просьбами найти технолога с опытом, предлагают зарплату кандидатам в 100 тысяч рублей - безрезультатно. Мы сами в химчистку-прачечную «Диана» набираем персонал без опыта работы, так как можем обучать и присваивать разряды в нашем учебном центре.
Обучение на рабочем месте силами прикрепленного наставника имеет положительные результаты, когда наставник умеет объяснить и научить. Очень многим это не дано, в принципе. Почистить вещь они могут прекрасно, а объяснить новичку, почему они сделали так, а не иначе, - не получается. Результат обучения на производстве можно оценить по количеству претензий клиентов. Если после обучения поток жалоб и, соответственно, исков не уменьшается – значит, эффективность обучения была нулевая".
Андрей Парфеньев, руководитель Центра консалтинга и технологий "Химчистка и прачечная", добавил:
"Итоги опроса несколько огорчили. Не ожидал такого большого процента (26%) руководителей, полагающихся на оборудование, программы и «хорошо отлаженный технологический процесс». Результаты подобных надежд мне часто приходится видеть при проведении экспертизы или при консультировании предприятий. Хочу напомнить, что основной актив предприятия – это квалификация, знания и умения работников, ибо без них, даже самое-самое оборудование - памятник угробленным деньгам, а самые-самые эко-нано-супер-био… и прочие препараты – всего лишь химия в канистрах или мешках. Вариативность поступающего для стирки и чистки белья и одежды постоянно увеличивается, даже опытные специалисты с многолетним опытом иногда вынуждены поломать голову, чтобы найти оптимальный режим и технологию обработки.
К сожалению, всего 19% респондентов указали, что направляют работников на специальные курсы и семинары для повышения квалификации и получения новых знаний. А ведь с каждым годом меняется ассортимент материалов, появляются новые виды отделки тканей и новые (не всегда радующие нас) технологии изготовления изделий. С появлением возможности обучения по интернету перед предприятиями открывается возможность получить новые знания не только не покидая родные пенаты, но, что называется, не выходя из собственной кухни. Только одно маленькое замечание: не пытайтесь сэкономить, обучив одного человека – «он потом нам всё расскажет». Каждый, особенно взрослый человек, воспринимает информацию по-своему. Влияет уровень изначальной подготовки, способность к обучению, скорость мышления и многое другое. И практически всегда в таком варианте перевода с русского на русский, происходит утрата значительной части информации или теряется обоснование (почему так, а не этак), логика системы и знания поступают в виде догмы, непонятой в должной мере.
Обучение на производстве (42% опрошенных) - абсолютно необходимая вещь, но нельзя замыкаться только в своём коллективе, каким бы хорошим он ни был. Идеи чучхе, как «опоры на собственные силы» приводят к постепенному падению квалификации ведущих специалистов предприятия и, как следствие, к общей профессиональной деградации всех работников, снижению качества оказываемых услуг и потери рынков сбыта. Необходимо искать и находить варианты выхода в «большой мир» к новым источникам знания. Пока будешь сидеть и ждать, что придут и покажут новое-лучшее-самое, конкурент сам найдёт информацию и сможет обернуть свои знания в конкурентные преимущества и получить более сладкий и большой кусок пирога под названием «рынок сбыта услуг», который не только не безразмерный, но и, в современных условиях, стремиться уменьшиться.
Позиция «берём только подготовленных» (12%) хороша тогда, когда есть из кого выбирать, а на каждое рабочее место претендентов, как в МГИМО… В настоящее время квалифицированные специалисты на перечёт и ждать, когда к вам придёт работать «спец», - можно и не дождаться".
Диаграмма результатов опроса