cleanprice
Loading...
Журнал «Все для химчистки и прачечной»
Поиск
Language
Вопросы
Регистрация
Вход
Журнал
Пособия
Журнал
Пособия
Вход
Регистрация
Поиск
Вопросы
Language
renzachi
25.10.2021 14:30
177
2

Отказ в просьбе провести экспертизу

Чистке подлежала замшевая куртка, после чистки сошел краситель (изменение цвета, оттенка) была темно синяя, стала синяя. При приёме передачи изделия после чистки Заказчик написал претензию, в сроки был дан ответ, в котором учитывается, что он был предупрежден в Договоре о возможных последствиях чистки, а именно возможен срыв красителя в местах наибольшего трения и швов, имеется подпись в Договоре. Заказчик вместе с с ответом на претензию забрал изделия. Через 20 дней пришло заявление с просьбой о проведении независимой товарно-технологической  экспертизе. Имеем ли мы право отказаться проводить ее со своей стороны, ссылаясь на то что изделие у Заказчика и у него есть собственное право самостоятельно провести экспертизу. 

Parfenev
04.11.2021 15:09

Ответ на этот вопрос не прост, так как в законе «О защите прав потребителей» всё, что связано с проведением экспертизы отнесли в часть продажи товаров (ст. 18), а ст. 29 регламентирует только взаимодействие между потребителем и исполнителем услуги по предъявлению претензий. Однако, учитывая сложившуюся судебную практику (правоприменение) и отношение судей в делах по защите прав потребителей к применению норм закона «О защите прав потребителей», следует помнить, что очень часто:

- судьи переносят (экстраполируют) действующие нормы с продажи товара на предоставление услуги;

- термин «экспертиза» применяется не всегда верно, так как экспертиза может быть проведена только по решению (постановлению) суда в рамках конкретного судебного процесса; все так называемые «досудебные экспертизы» по сути являются исследования, проведёнными специалистами (сведущими лицами); так как при проведении досудебных исследований специалисты не дают подписки о даче заведомо ложных показаний и их ответственность за достоверность и полноту исследования равна нулю, то есть можно писать любую ерунду и не отвечать за это;

- у потребителей (под воздействием пропаганды телепередач и многих обществ по защите прав потребителей) сложилось превратное представление, что проведение исследования (экспертизы) является обязанностью исполнителя услуги и всё должно быть проведено по первому требованию потребителя и только за счёт исполнителя услуги. Адвокаты и юристы-консультанты, нанимаемые потребителем для представления их интересов в судебном процессе, как правило, не считают нужным информировать потребителя о последствиях решения дела в пользу ответчика и необходимости возмещения его судебных издержек: стоимость судебной экспертизы, почтовые затраты на доставку вещи в экспертную организацию, затраты на юридическое сопровождение дела (если в штате организации отсутствует должность и штатная единица юрист).

 

Закон РФ "О защите прав потребителей"

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

3. Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

4. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

 

Гражданский кодекс РФ

Статья 720 ГК РФ. Приемка заказчиком работы, выполненной подрядчиком

5. При возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком договора подряда или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, обе стороны поровну.

В данной конкретной ситуации следует уведомить потребителя о том, что:

- предприятие не признаёт его претензии обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме;

- на его претензию дан мотивированный ответ сведущим лицом (технический специалист предприятия, обладающий специальными познаниями в технологии) с достаточной компетенцией для пояснений по правомерности действий (соблюдение технологической дисциплины, исследование изделия на наличие дефектов до и после обработки и определения причин усиления имевшихся дефектов, проявления скрытых производственных дефектов изготовления изделия, появление вновь образовавшихся дефектов) исполнителя услуги по исполнению договора № … (№ квитанции);

- потребитель в праве самостоятельно (за свой счёт) провести исследование изделия в любой экспертной организации, имеющей в штате (или работающей по договору) специалиста, отвечающего требованиям ГОСТ Р 57140-2016 «Технологическая экспертиза изделий, прошедших обработку на предприятиях химической чистки и в прачечных. Общие требования»: профильное образование по специальности, необходимый стаж работы в инженерной должности на предприятии, подготовка по специальности «Основы судебной экспертизы», наличие сертификата соответствия компетенции эксперта, выданного СРО;

- для проведения исследования вами будут представлены специалисту экспертной организации (по его запросу) следующие документы: копия технологической карты обработки изделия, копии свидетельств о государственной регистрации на препараты, которыми изделие обрабатывалось, техническая характеристика машины химчистки или стиральной машины, сушильной машины, машины аквачистки;

- в случае подтверждения наличия причинно-следственной связи между действиями исполнителя услуги и порчей изделия затраты на проведение досудебного исследования будут потребителю возмещены.

Данный документ (ответ на обращение потребителя) направляется в виде заказного письма с уведомлением на почтовый адрес, указанный потребителем. Никакие дублирования или замены в виде электронных писем не производятся.  

Комментирование доступно после авторизации на сайте
Регистрация
Войти с помощью: